Франкенштейн и его невеста

0
399
Борис Карлофф в роли монстра в фильме
Борис Карлофф в роли монстра в фильме "Франкенштейн" (реж. Джеймс Уэйл, 1931)

Я очень люблю старое кино. Даже чёрно-белое, даже немое. И решил, что постараюсь посмотреть максимум фильмов, которые составляют золотой фонд мирового кинематографа. Благо, рейтингов на сей счёт составлено видимо-невидимо. Я постоянно их сопоставляю, сравниваю, анализирую, чтобы не пропустить чего-либо значимого. Некоторые фильмы кочуют из одного списка в другой. И один из таких фильмов — «Франкенштейн» Джеймса Уэйла (1931). Типа «фильм по-прежнему впечатляет и остаётся краеугольным камнем целого жанра».

Ну вот, посмотрел. И «Франкенштейна», и его сиквел 1935 года «Невеста Франкенштейна». Что могу сказать? В то время уже УМЕЛИ снимать НАСТОЯЩЕЕ кино. Этот же фильм оставил впечатление любительской постановки драмкружка какого-нибудь областного (обратите внимание: не районного, а областного!) дома культуры. ИМХО: актёры переигрывают. Это касается и Бориса Карлоффа (монстр), и Колина Клайва (Франкенштейн), да и всех остальных. Станиславский, глядя на это зрелище, наверное, бился бы в истерике. Возможно, они ещё не успели переучиться с немого кино, но это не оправдание: и в немом кинематографе есть удивительные примеры точной и тонкой игры актёров. Даже в том же «Малыше«, о котором я писал ранее.

Доктор Франкенштейн в своей лаборатории
Доктор Франкенштейн в своей лаборатории

Ещё одна претензия. Зачем-то автор перенёс действие из начала XIX века в начало XX-го. И те фантазии по поводу животворящего действия электричества, которые были уместны под пером юной романтичной Мэри Уолстонкрафт-Шелли, выглядят совершенно нелепыми в начале 1930-х годов. Ещё менее понятным для меня стала сцена с участием той же Мэри Шелли, Перси Биши Шелли И Джорджа Гордона Байрона в начале «Невесты Франенштейна».

Доктор Преториус и Франкенштейн оживляют монстра женского пола
Доктор Преториус и Франкенштейн оживляют монстра женского пола

В обоих фильмах есть буквально несколько сцен, которые можно посмотреть. Пожалуй, любители стимпанка получили бы удовольствие (а кое-кто и вдохновение) от лабораторий в обоих фильмах. Ну и пожалуй ещё грим чудища, над которым поработал гений макияжа фирмы Universal Джек Пирс.

На это всё. Ой! Стоп! Самый полный стоп! У этих фильмов есть ещё одно немаловажное достоинство: их продолжительность не более часа с четвертью. Значит, если есть желание поставить галочку «смотрел» в своём си-листе, то оба фильма можно вытерпеть за один присест. Хотя, как говорят, на вкус и цвет…

ИМХО

Смотреть не стоит. Ну, разве что не жалко без малого два с половиной часа, чтобы при случае можно было сказать: «ну да, смотрел, можно было не смотреть»… Удаляю эти фильмы с диска, освобождая 8 гигов памяти.

Пы Сы

Бориса Карлоффа я до этого видел только в фильме «Потерянный патруль» Джона Форда (1934), где он играл завернувшегося на религии солдата. И уже тогда я был несколько разочарован его манерой игры.

Пы Пы Сы

Сначала я решил, что отложу на потом фильм Тода Браунинга «Дракула», снятый в том же 1931 году, а развлекусь, и посмотрю ещё несколько версий Франкенштейна. Но когда увидел количество кино-видеоинтерпретаций этого сюжета, то у меня засеребрились виски. И я решил, что буду делать это очень дозировано, и смотреть только фильмы с рейтингом выше 7. Вот.

Подробнее о фильме на Кинопоиске.

 

Поделитесь!