Маленькие музыкальные открытия. Часть 2. Nu-jazz и новая классика

0
402
Кадр из фильма Солярис
Кадр из фильма Солярис

Ну вот, готов поделиться с вами своими маленькими музыкальными открытиями за последнее время. Если в прошлом выпуске «музыкальных открытий» мы слушали, в основном, электронику, то сегодня материал будет более строгим, более даже академичным. Вообще-то, если честно, то все эти ролики нельзя назвать настоящими открытиями — всех исполнителей я уже знал и примерно представлял, что можно от них ожидать. Другое дело, что некоторые из этих мелодий я услышал впервые. а остальные — словно в первый раз. Все эти композиции создают определённое настроение, характерное не для сегодняшнего солнечного дня, а для свинцового неба, которое я и наблюдал, когда их слушал…

The Cinematic Orchestra — Arrival of The Birds & Transformation

The Cinematic Orchestra — британский коллектив, исполняющий так называемый nu-jazz — джаз с изрядной примесью электроники. Для этого стиля чаще характерны минорные тональности. Что мы и наблюдаем в этом любительском клипе, в основу которого легла одна фотография, как нельзя более точно передающая атмосферу этих мелодий. Они исполнены в сопровождении The London Metropolitan Orchestra. «Появление птиц» и «Трансформация» входят в саундтрек к очень красивому документальному фильму «Пурпурные крылья: Тайна фламинго» (реж. Мэттью Эберхард и Леандер Уорд, 2008).

Сегодня в состав The Cinematic Orchestra входят:

  • Джейсон Свинскоу (Jason Swinscoe) — музыка
  • Фил Франс (Phil France) — контрабас
  • Люк Флауэрс (Luke Flowers) — ударные
  • Ник Рам (Nick Ramm) — клавишные
  • Том Шант (Tom Chant) — саксофон
  • Стюарт Маккаллум (Stuart McCallum) — гитара
  • Патрик Карпентер (Patrick Carpenter) — вертушки

Arvo Pärt — Salve Regina

В творчество Арво Пярта я влюбился давно и заочно, ещё даже не прослушав ни одного из его сочинений. Как так? Просто мне оказалось очень близко по духу оформление конвертов его пластинок и названия произведений. Поэтому когда я услышал его впервые, то впечатления и ощущения оказались именно теми, которые я и ожидал. «Salve Regina» для хора и органа была сочинена и записана в 2002 году. Здесь её можно услышать в исполнении Эстонского филармонического камерного хора под руководством Пола Хиллера (Paul Hillier). Партию органа исполняет Christopher Bowers-Broadbent.

Tarkovsky Quartet – Nuit blanche и Le temps scellé: Mychkine

Не смог удержаться от того, чтобы не разместить сразу две композиции замечательного французского коллектива Tarkovski Quartet, названного в честь выдающегося советского кинорежиссёра Андрея Тарковского. Tarkovski Quartet исполняет современную классическую музыку и имеет достаточно необычный состав:

  • замечательный пианист François Couturier, с чьим творчество я достаточно хорошо знаком,
  • удивительная виолончелистка Anja Lechner, чьими сольными работами и совместным творчеством с греческим пианистом Vassilis Tsabropoulos я был покорён девять лет назад,
  • исполнитель на сопрано-саксофоне Jean-Marc Larché и
  • аккордеонист Jean-Louis Matinier.

Музыканты замечательно играют в ансамбле, очень тонко чувствуют и музыкальный материал, и свои инструменты, и друг друга. В целом впечатления достаточно сильные. Но это не та музыка, которую можно слушать фоном. Очень желательно слушать её не с ютьюба, а с компакт-диска. И, разумеется, на хорошей аппаратуре. Вслушиваться и вдумываться… Вторая композиция исполняется на фоне кадров из кинофильмов Андрея Тарковского…

Эдуард Артемьев — Медитация (муз. из к/ф «Сталкер»)

А вот эту мелодию я вспомнил прямо пока готовил этот материал — настолько она перекликается и с творчеством Арво Пярта, и Tarkovsky Quartet. Я не буду рассуждать о достоинствах и недостатках фильма Андрея Тарковского «Сталкер» — об этом в другой раз. В те годы многим композиторам была фактически закрыта дорога на филармонические подмостки. Они были вынуждены реализовывать себя как авторы музыки к кинофильмам, мультфильмам, спектаклям и радиопостановкам… Эдуарду Артемьеву в этом отношении повезло: им написана музыка почти к 200 художественным и документальным фильмам. В их числе такие сильные работы, как «Солярис», «Сталкер», «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Чисто английское убийство», «Зеркало», «Раба любви», «Неоконченная пьеса для механического пианино», «Сибириада»… Впрочем, чего-то я разошёлся. Лучше, пожалуй, посвящу музыке Эдуарда Артемьева к кинофильмам отдельный пост. А пока вспомните этот фильм, то настроение, которое он вам создал и те мысли, которые приходили вам в голову во время и после его просмотра…

Буду рад, если кто-нибудь откроет для себя новые имена… Или вспомнит о старых 🙂

А ещё я жду-не дождусь, пока кто-нибудь из членов Клуба поделится своими музыкальными открытиями…

(с) Александр Зеневич, 2018

Поделитесь!