Saxofone Summit! in Quvalda. Четыре тенор-саксофона на одной площадке!

0
388

Благодаря коллеге, я на некоторое время пробудился от несколько затянувшейся спячки и таки выбрался на концерт. И не просто концерт — Saxofone Summit! Событие в рамках проекта BlackWhiteJazz, которого долго ждали и к которому долго готовились. Концерт прошёл 10 января 2019 года в уже привыкшем к такого рода мероприятиям игровом пространстве QUVALDA.

Сразу говорю: концерт был просто потрясающим. Можно только посочувствовать тем, кто его пропустил. И ещё раз поблагодарить коллегу за то, что лишний билетик оказался именно у меня…

Нечасто можно услышать в одном месте сразу четыре живых тенор саксофона. Да, если честно, и в записи-то не шибко припомню такие прецеденты. Нужно отметить, что и музыкальный материал был шикарный, драйв мощный, а энергетика и вовсе фантастическая — похоже, мобильники у присутствующих передумали разряжаться! И, конечно, была ещё уникальная возможность сравнить стили игры, тембры звука и технику исполнения четырёх совершенно разных музыкантов, пусть себе и играющих вмести и на одном и том же инструменте.

Разумеется, по правилам хорошего тона нужно объявить состав:

Ритм-секция:

Sax Summit in Quvalda: Ритм-секция. Слева направо: Максим Лоскутов, Алексей Крышталь, Назар Реджепов
Sax Summit in Quvalda: Ритм-секция. Слева направо: Максим Лоскутов, Алексей Крышталь, Назар Реджепов. Фото — Вета Мартин

Максим Лоскутов — клавишные
Алексей Крышталь — контрабас
Назар Реджепов — ударные

Тенор-саксофоны (а местами ещё и сопрано):

Sax Summit in Quvalda - Квартет саксофонистов
Sax Summit in Quvalda — Квартет саксофонистов. Фото — Вета Мартин

Александр Кравчук
Кирилл Маценко
Роман Шиманец

и бесподобный Павел Аракелян!

Но, предисловие затянулось, переходим к впечатлениям.

1. New Madness

Это было действительно безумие. Точнее, безумные мотогонки по забитым автомобилями улицам вечернего Нью-Йорка. Представляете себе: стоящие бампер к бамперу огромные американские авто, свет и мигание рекламных огней, звуки клаксонов и полицейских сирен… И четыре всадника на мощнейших чопперах: Harley, Kawasaki, Triumph… А во главе кавалькады — мощнейший Dodge Tomahawk (вы уже поняли, о ком это я)! Куда там NYPD на их, пусть себе и могучих Хондах… Всадники апокалипсиса лавируют между застывшими в пробке авто, иногда запрыгивают на капоты и крыши, на считанные секунды заруливают в узкие проулки, разбрасывая пустые банки и оставляя за собой вихрь из старых газет и пластиковых пакетов, вылетают на тротуар, заставляя перепуганных прохожих прижиматься к сияющим витринам.

Они обгоняют друг друга, меняются местами, то, выстраиваясь в колонну, то рассыпаясь между сердито ворчащих авто, сбивая полицейских с толку…

Ночной Нью-Йорк - уличная пробка
Ночной Нью-Йорк

Ага! А вот и полицейский вертолёт с прожектором. Он выхватывает стремительно мчащиеся силуэты всадников в чёрном, с лицами, закрытыми масками и затенёнными стёклами. Ты мысленно с ними. Сердце замирает, но внутри живёт уверенность: в них стрелять не будут!

И вдруг, как рояль из кустов — огромный участок улицы, свободный от автомобилей. Участники безумной гонки выстраиваются в один ряд, и, как в голливудском блокбастере, скрываются в также из ниоткуда взявшемся тумане…

Dodge Tomahawk
Dodge Tomahawk

Фууууух! Вынырнул. Перевёл дух. Кажется, я устал не меньше музыкантов, которые с первых же нот задали сумасшедший темп, которому не изменяли практически до самой последней композиции.

2. Sugar

Балтийский коктейль«Sugar» — «сахарок», — объявляет следующую композицию Павел Аракелян. «Сахарок». Хм. Скорее, «Балтийский коктейль» — адская смесь, которая может подсадить вкушающего на хороший джаз! Простите, чуть не забыл пояснить: «сахарок» — кусочек сахара-рафинада, пропитанный ЛСД. А «Балтийский коктейль» — водка с кокаином. Но не будем спорить: если это был «сахарок», то мы поимели замечательный good trip. А если всё-таки «балтийский коктейль», то хороший приход 🙂

3. Святой Томас

Муфта, Моховая борода и Полботинка. илл. Эдгара Вальтера
Муфта, Моховая борода и Полботинка. илл. Эдгара Вальтера

Почему-то сразу вспомнился Таллин и его башня. Вообще-то, эта башня называется Длинный Герман, а ещё в Таллине есть «Старый Томас» — флюгер, установленный на вершине шпиля Таллинской городской ратуши. На самом деле Святой Томас, это, скорее всего св. Фома Аквинский. Но о нём я даже не вспомнил. А вспомнил почему-то замечательную детскую книжку Эно Рауда и снятый по ней мультфильм Аво Пайстика «Муфта, Моховая борода и Полботинка». Только в этой композиции Моховая борода (вы поняли, о ком это я) стоял в сторонке. А Муфта и Полботинка, изрядно пригубив «Старого Таллина», разошлись не по-детски. Их танцам и прыжкам позавидовал бы, пожалуй, сам Вацлав Нижинский… Короче, очень, живо, ярко и реально круто!

4. My Funny Valentine

Sax Summit - Павел Аракелян и Кирилл Маценко. My Funny Valentine
Sax Summit — Павел Аракелян и Кирилл Маценко. My Funny Valentine. Фото — Вета Мартин

Спросите меня, какое исполнение этого лирического эвергрина я считаю лучшим, то отвечу без запинки: Чета Бейкера. Потом, подумав ещё немного, добавлю: и Эллы Фитцджеральд. То, что предложили Павел Аракелян и Александр Кравчук, очень неожиданно. Но меня не тронуло. Более того, я даже постарался отключиться от восприятия этого материала — слишком чуждым для меня оказалось такое прочтение классической композиции. Впрочем, предоставляю возможность сравнить аранжировки самостоятельно. Отмечу лишь, что единственный раз за концерт Павел и Александр взяли в руки сопрано-саксофоны.

Павел Аркакелян и Кирилл Маценко. My Funny Valentine. Экспериментальная версия. Saxofone Summit in Quvalda. Январь 2019.


Chet Baker. My Funny Valentine. Live in Tokyo, 1987. Long version.


Ella Fitzgerald. My Funny Valentine.

«Да, — скажете мне вы, — но ведь на классических версиях есть вокал, а тут чистая инструменталка»! И окажетесь совершенно правы. Но дело не в вокале, и не в «раскадровке». Я о настроении. Но, как говорится, на вкус и цвет…

5. Блюз Up & Down

Sax Summit - Александр Кравчук
Sax Summit — Александр Кравчук. Фото — Вета Мартин

Вы думаете что это был блюз дельты Миссисипи? Чикагский блюз? Электрический? Хрен! Это даже не белый блюз. Это вовсе нечто дикое и невообразимое, что-то вроде пиратского танца после удачной вылазки, исполненное в бешеном ритме почти 200 ударов в минуту! Диско со своими 120 ударами отдыхает 🙂 Если бы рейвовые вечеринки проводились под саксофон, то танцоры сдохли бы после первых трёх минут! А как выдержал их амбушюр, я, как бывший игрок губами на саксе, могу лишь только догадываться и восхищаться. При этом они сплетали и расплетали такие узлы в этом темпе, что никакой Александр Макендонский их бы не разрубил. Да и расплетать их в реальном времени было более чем непросто 🙂 В какой-то момент я открыл глаза и удивился ещё больше: был уверен, что играли два саксофониста, а оказалось, что в этот момент всё это кружево выпиливал ОДИН саксофонист! А когда подписался Павел Аракелян, то их стало словно 4! Это действительно Saxofone Summit!

6. Индийская любовная песня

Sax Summit — Павел Аракелян и Кирилл Маценко. Фото — Вета Мартин

Если в Индии такие любовные песни исполняются на языке тела и соответствуют неким соответствующим названию телодвижениям, то я уверен, что Индия очень скоро перегонит по населению Китай. И в авторстве Камасутры тоже отпали всякие сомнения 🙂 Нахлебавшись амриты, какой-то из многочисленных индийских богов что-то очень быстро и неразборчиво шептал на ухо своей пассии, двигаясь в ритме, от которого кролики обрыдались бы от зависти: 250 ударов в минуту! Я считал!!! Впрочем, судя по всему подруга тоже перебрала сомы, поскольку её ответы были столь же неразборчивы. У меня же от таких бешеных скачек просто в зобу дыханье спёрло! До этого момента даже не подозревал, что можно жарить на саксофоне в таком темпе и на таких высотах. Респект!!!

7. Безымянное

Ну, может, не безымянное, может, я просто не услышал названия, но это не очень важно. Это был классный фьюжн. По крайней мере, в начале… Наверное, в кухне каждого народа мира есть блюдо, в которое кладут всё, что осталось в холодильнике. Ну, там типа пиццы… Вот и в этой вещичке было такого намешано… У-йо!

Sax Summit - Назар Реджепов
Sax Summit — Назар Реджепов. Фото — Вета Мартин

Ударные Назара Реджепова просто выносили мозг. Почему не полопались барабаны и не раскололись тарелки — не понимаю до сих пор. Шелест клавишных Максима Лоскутова — волшебство (как, впрочем и всегда). Буду откровенен — на этом концерте саксофоны почти не оставили ему места. Но ведь на то оно и Saxofone Summit! Как говорится, всякому овощу своё время… Алексей Крышталь на контрабасе — чётко, грамотно, интересно.

Sax Summit - Максим Лоскутов. Фото - Вета Мартин
Sax Summit — Максим Лоскутов. Фото — Вета Мартин
Sax Summit — Алексей Крышталь. Фото Вета Мартин

В какой-то момент Павел Аракелян напомнил мне фотографию Sahib Shihab из чехословацкого журнала Melodie середины 70-х. На ней он был с бородой, в суфийской шапочке и с безумным взглядом. Пока искал это фото (не нашёл), послушал Шихаба и улыбнулся: в середине 80-х его музыка казалась мне диким авангардом без внутренней логики, а сейчас — лёгкой и ненавязчивой мелодией 🙂

Sax Summit - Павел Аракелян
Sax Summit — Павел Аракелян

8. Бис!

Sax Summit - Бис! Слева-направо - Павел Аракелян, Кирилл Маценко, Александр Кравчук, Роман Шиманец. Фото - Вета Мартин
Sax Summit — Бис! Слева-направо: Павел Аракелян, Кирилл Маценко, Александр Кравчук, Роман Шиманец. Фото — Вета Мартин

До предела вымотанные музыканты нашли в себе силы выйти на бис и почти десять минут играть яркую, красивую и энергичную музыку. Низкий им поклон и скорейшего восстановления. После таких концертов реально терять вес!

9. Saxofone Summit. Финал

Sax Summit - Людмила Круковская, мама-основательница BlackWhiteJazz. Фото - Вета Мартин
Sax Summit — Людмила Круковская, мама-основательница BlackWhiteJazz. Фото — Вета Мартин

Хорошее место QUVALDA. Незабываемое шоу Saxofone Summit. Прекрасное явление природы — Black White Jazz. Восхищает хрупкая и энергичная Людмила Круковская, которая придумала этот джазовый мир и вовлекла в него десятки (а, может, и сотни?) увлечённых людей. Тонко чувствующая фактуру фотограф Вета Мартин. Замечательные белорусские джазмены, которым для выхода на мировую арену тупо не хватает хороших продюсеров. И благодарная публика, которая умеет ценить прекрасное.

Sax Summit - Самый юный зритель. Фото - Вета Мартин
Sax Summit — Самый юный зритель. Фото — Вета Мартин
Sax Summit - Дядя Зеневич слушает музыку
Sax Summit — Дядя Зеневич (слева в очках 🙂 слушает музыку. Фото — Вета Мартин

Спасибо всем

Александр Зеневич (с) 2019

Репорты о других концертах в рамках проекта BlackWhiteJazz:

Егор Дзыгун Project в Грай-кафэ
Vesna в декабре
Михаил Филипеня. To the Touch. Впечатления
Виктор Геравкер и Compessive Jazz Collective в Кувалде. Впечатления
Taran Trio в Кувалде. Впечатления

Поделитесь!