Ну вот, наконец собрался описать свои впечатления от очередного, 20-го, юбилейного, концерта в рамках программы BlackWhiteJazz. На этот раз на пути на гастроли по Франции у нас остановилось Taran Trio — Трио Анатолия Тарана. И, разумеется, снова концерт состоялся в игровом пространстве Quvalda.
Об инструменте
Если кто не знает, Анатолий Таран — джазовый аккордеонист. Я вот, например, не знал… Правда, когда я внимательно рассмотрел его фотографии, то оказался в некотором смятении — уж больно его инструмент смахивал на наш родной баян. Людмила Круковская настаивала, что это такой кнопочный аккордеон. Я порылся по литературе и узнал, что кнопочный аккордеон отличается от баяна только раскладкой правой клавиатуры, а так по звуку эти инструменты практически не отличаются. так что я немного расширил свою музыкальную эрудицию.
Когда я услышал первые звуки этого инструмента, то сразу понял разницу между звучанием клавишного и кнопочного аккордеона: у кнопочного щелчки при извлечении звука слышны куда отчётливее, чем у клавишного. Но очень скоро мозг приспособился и перестал эти щелчки замечать…
Маленькое извинение: композиции объявлялись так тихо, что мне удалось расслышать (точнее опознать) только одно. Поэтому все заголовки безымянные. Уж просю пардону.
1.
Даже не знаю, что именно я ожидал услышать на концерте: джазовых аккордеонистов не так уж и много. Навскидку смог вспомнить Astor Piazzolla и Dino Saluzzi, Richard Galliano и Daniel Mille, ну и, пожалуй Yann Tiersen… И все они такие разные! Но я услышал Анатолия Тарана. Он сам по себе. И стиль исполнения в ходе концерта менялся от еда уловимых ноток танго нуэво до традиционного французского musette. Но первые ноты мне напомнили, как ни странно, Stanley Jordan — гитариста, работающего в технике полифонического тэппинга: и левая, и правая рука вели свои партии независимо друг от друга.
И всё-таки, нет это не музетт. Это то, во что мог превратиться музетт, если бы появился не во Франции, а в Российской империи.
«Издалека доооолго, течёт река Вооолга»… Простор и воля. Не свобда — Воля. Но и не вольница, разухабистая и иссупленная, когда можно всё. Воля, когда душа рвётся наружу, чтобы забыть о своей бренной оболочке. Для меня Воля — следующая ступень свободы…
Но всё-таки от музетт никуда не деться.. Почему-то всплыло Имя: Раймон Кено и его стихотворение о горошинах, которое перевела ещё совсем юная Ленка Лопатнёвка. Точнее, это тогда она была аспиранткой философского факультета Леной Лопатнёвой. А сейчас это доктор философии Елена Лопатнёва, проживающая во Франции и по-прежнему любящая и Кено, и Дерриду, и Лакана, и Фуко, и даже Бодрийяра 🙂
2.
Очень необычные звуковые конструкции, в которые очень осторожно и постепенно вписался бас. Сначала отдельными звуками, а потом ворвался в музыкальную ткань вместе с ударными. Бас и барабаны в ткань ворвались, но не разорвали её, а наоборот, украсили своим ритмично повторяющимся орнаментом. Юг Франции? Нет! Узбеки и таджики, которые осели у нас и обрусели. А ещё выучились и приобщились к джазу и урезали что-то такое такое невообразимо джазово-русско-узбекское с французским акцентом… Дастархан, плов, дыни, виноград… Но лица! Лица совсем-совсем свои. Наши лица! Умные, с мудрыми глазами. Лица людей, которые умеют слушать и понимать услышанное…
3.
Сам Анатолий Таран показался мне похожим на молодого Стинга. Стинга из The Police времён Regatta de Blank, с его негромким, но очень искренним голосом…
Музыка перенесла меня в маленький городок, на семейный праздник. Танцуют дети, молоденькие девушки, почти девочки. Старики сидят за столом и потягивают из больших стаканов пурпурное вино, периодически подливая его из больших оплетённых соломой глиняных бутылей. Нехитрая закуска — сыры, зелень, домашний хлеб, вяленое мясо… Крепчайшие папиросы без фильтра, волосатые, плохо выбритые шеи, кепки, пиджаки, чуть помявшиеся клетчатые рубашки, и лица, подёрнутые сеткой морщинок разной дляны и глубины. И глаза — мудрые и усталые. Молодые парни в чёрных брюках, сверкающих лаковых туфлях и ослепительно белых рубашках, девушки в простых ситцевых платьицах и нехитрых украшениях, некоторые из которых явно перешли им от бабушеки прабабушек. На верёвках, протянутых между домами, сушится бельё, в окна выглядывают хозяйки, на одном из подоконниках невозмутимо умывается кот… Я просто там был.
4.
Сложное переплетение звуков. Как в брюссельских кружевах. Если начнёшь следить за ниточками — потеряешь впечатление от цельного узора. Не потерял. Наслаждаюсь каждой ниточкой. Смотрю на лицо Анатолия и пытаюсь представить, где он сейчас, куда его занесло? Ритм секция (Александр Ефимов — бас, Владимир Бегер — ударные) — просто обалдеть! Они для Анатолия как путеводные звёзды — не дадут ему заблудиться в тех мирах, куда его занесло. Не дали. Анатолий вернулся.
5. Tea for Toots
Toots Thielemans — недавно ушедший от нас бельгийский джазовый исполнитель на губной гармонике. Композиция от Richard Galliano. Вроде, композиция на слуху, а слышится, словно в первый раз — настолько индивидуальной оказалась аранжировка. Для тех, кто всё-таки побывал на концерте, выкладываю «родное» исполнение:
Музыка начинается с 1:35.
6.
Композиция началась поистине мистическим вступлением ударных, колотушка чуть касалась тарелки, щётки чуть касались барабанов. Владимир Бегер — реальный шаман. Музыка — то ли джазмен увлёкся лезгинкой, то ли лихой чечен решил забомбить кавказский джаз — не важно! Всё равно получилось здорово! Не знаю, есть ли у этой мелодии кавказские корни, но именно Кавказ я увидел и почувствовал каждой клеточкой. Был бы я помоложе, я бы как, Пилюгин, с криком «Асса» метнулся бы к сцене, чтобы урезать удалую лезгинку… А когда мелодия замедлилась бы, выдернул бы из слушателей барышню помоложе, чтобы поплыла вокруг, широко разбросав руки и бросая на меня игривые взгляды…
7.
Вспомнился орган. А ещё вспомнилось, как в детстве я растягивал мехи дядиного баяна и, произвольно нажимая клавиши левой руки, представлял себя в органном зале… Музыка торжественная и «павольная» (почему-то не смог подобрать должного русского эквивалента этому красивому белорусскому слову). Католическая? Нет, всё-таки балканская! Хорватия, что ли? Ведь именно в этой балканской стране можно в храмах слушать орган… Но тут, похоже, органист хватил стаканчик крепчайшей сливовой ракии и зажёг вполне по-светски! Стоит отметить хорошее консерваторское образование этого органиста — уж больно не по-любительски выглядели выписываемые им структуры. Они просто врезались в мозг, оставляя на его поверхности филигранные линии. Да и ударник явно не по классу бубна учился…
8.
На сцене появилась юная барышня. Звать Викторией. Голос не сильный, но чувственный. Быстро и весело. Вспомнил о Katie Melua, но вовсе не из-за какого-то сходства. Просто вспомнил.
9.
Жвавенько. Ещё одно красивое белорусское слово. Вроде и «живенько», но как-то веселее 🙂 Почему-то мне иногда очень сложно передать свои эмоции русскими словами, а белорусские, похоже, всплывают из коллективного бессознательного 🙂 Вот и сейчас именно такой случай. Отличное басовое соло. А уж как вдарил ударник!
10.
Сумасшедший смех. Именно так, сумасшедший смех, а не смех сумасшедшего. Чистый мюзетт. Я бы даже сказал, рафинированный. Уверен, французы будут в восторге! Иногда, когда я слушаю музыку, я вдруг представляю, что солируют басы, аккомпанемент, а аккомпанируют, наоборот, солирующие инструменты. Это позволяет услышать музыку совсем по-другому! На этой композиции это удовольствие ощутил особенно остро.
11.
Пилюгин стоял еще пару секунд, затем крепко плюнул,
скинул прилипшую рубашку, майку и с криком «Эх, бляха-муха!» — пустился в пляс. Под музыку Челентано он заделывал матросский танец «Яблочко».
Его большое стосковавшееся по свободе тело
подпрыгивало ввысь, уходило вприсядку, отбивало чечетку,
а счастливая итальяночка маленькой павой скользила вокруг,
помахивая, как платочком, чем-то голубеньким…
Михаил Городинский. «Ночное»
Собственно, эпиграф исчерпывающе передаёт моё настроение от этой композиции.
12.
Крики: Браво! Браво! Бис! Слушатели встают. Овации. И вот вам бис. Я сразу вспомнил Dino Saluzzi. Раздумчиво. Лирически… Но потом опять Балканы. Но какие-то трезвые… То ли ракию разбавили, то ли винишко подвыдохлось… Но потом опять лирика… От Saluzzi на Балканы, потом обратно, потом опять к Saluzzi! Реально круто! Хм. Или всё-таки Кавказ? Блин! Не стоило мне мешать «муравьёвку» со «скиттловкой». Как-то восприятие покосилось… А потом мелодия и ритм захватили, понесли, и география потеряла значение: душа поднялась так высоко, что никаких границ уже не разглядеть…
P.S. Дети в Quvalda
Напоминаем, что на концерты BlackWhiteJazz в Кувалду можно и нужно приходить с детьми. Поверьте, времени они зря терять не будут!
P.P.S. Павел Виноградов, с днём рождения!