Немножко об ассоциативных рядах
Когда я засыпаю, то больше всего ценю момент между бодрствованием и сном, когда ещё можно как бы со стороны наблюдать череду сменяющих друг друга образов. Каждый из них, вроде, связан с предыдущим, но разница содержания первого и последнего из зафиксированных может быть огромной… А ещё я люблю отпускать на волю свои ассоциативные ряды, следя за прихотливыми играми сознания.
Как ни странно, с музыкой иногда получается то же самое: запускаешь на youtube ролик на уже известную понравившуюся тебе мелодию, и следишь за тем, что тебе youtube предложит в качестве следующей мелодии. И очень часто извивы его ассоциативного ряда невозможно ни предсказать, ни даже объяснить. (см. Как расширить свой музыкальный кругозор)
Сегодня я решил выложить ролики из ассоциативного ютьюбовского ряда, запущенного одним из моих самых любимых роликов группы Unkle. Разумеется, ролики для публикации я выбирал долго и придирчиво, их разделяют, порой, до полудюжины мелодий, оставшихся «за кадром». Надеюсь, хоть что-нибудь вам понравится!
Unkle — Ever Rest feat. Joel Cadbury
В эссе Это я я написал: «Мой дом – заброшенный маяк в Ирландии, отреставрированный, но без излишеств». Один из моих друзей, прочитавший этот пассаж, прислал мне ролик, где бушующие океанские волны накрывают маяк буквально до самого фонаря. Я представил себя внутри маяка в это время и мне стало несколько не по себе… Но по-настоящему я смог представить себе мощь океана лишь тогда, когда сам оказался на его берегу и увидел океанский прибой с трёхметровыми волнами в практически безветренную погоду…
Тогда группа Unkle стала одним из моих самых ярких музыкальных открытий. Стоит отметить, что у неё немало других ярких клипов. Но регулярно пересматриваю я только этот — что-то в нём есть такое, что цепляет меня достаточно глубоко…
В Википедии говорится: UNKLE (также пишется как U.N.K.L.E.) — британский музыкальный проект… Заметьте, не «группа», а «проект». То есть, не коллектив единомышленников, а несколько профессионалов, объединившихся с конкретной целью. А именно, не сколько реализовать творческие замыслы (для этого создаётся именно группа), а заработать деньги. Впрочем, это не так уж и важно: результат налицо.
Для тех, кого заинтересовал этот проект, даю ссылку на их плейлист в youtube, где собраны наиболее интересные их работы.
Eitan Reiter — Ups & Downs (Perfect Stranger Re Edit)
Эта мистическая, завораживающая вещь чем-то напомнила мне экоджазовый альбом Earthbeat с песнями китов замечательного джазового музыканта Paul Winter. Пульсирующий ритм, разбавляемый пассажами клавишей просто затягивает, подчиняет себе… Хочется, чтобы музыка не останавливалась, играла часами.
Я знаю, что некоторых раздражают такие монотонные мелодии, но здесь буквально каждая минута несёт в себе детали, дополняющие общую музыкальную картину. Словно рассматривая полотно, ты постоянно замечаешь всё новые детали. Но можно от мелочей отвлечься и получать удовольствие от музыки в целом. Я слушал эту вещь и так, и так. И так и так — классно! Да и видеоряд в этом клипе вполне достойный.
Имя Eitan Reiter для меня совсем новое. Это молодой (1982 года рождения) музыкант и продюсер, работающий в самых разных стилях электронной музыки — от techno и deep house до world music. Я переслушал многие его работы и получил от них искреннее удовольствие.
Quantic — Time Is The Enemy
Если честно, этот клип я видел и ранее, но тем приятнее было увидеть его в этом ассоциативном ряду. Я вообще очень люблю немое кино и документальные кадры начала прошлого века. В этом клипе музыка и видеоряд сплелись в единое синкретическое целое, усиливая эмоциональное впечатление друг от друга. Дополнительное удовольствие я получил, отметив в этом ролике приём деформации документального кадра (сжатие по вертикали). Это один из любимых приёмов кинорежиссёра Александра Сокурова, который я впервые увидел «Скорбное бесчувствие». Регулярно пересматриваю этот ролик — цепляет! Фильм, кстати, тоже стоит посмотреть!
Quantic — одно из сценических имён американского ди-джея Уилла Холланда (Will Holland). Другие имена, под которыми он известен — The Quantic Soul Orchestra, The Limp Twins, Flowering Inferno, and Ondatrópica. Разумеется, будучи классическим занудой, я пересмотрел и переслушал и остальное его творческое наследие, но ни одна мелодия, ни один клип меня больше так не зацепил.
Bugge Wesseltoft, Henrik Schwarz & Dan Berglund — Take A Quick Break
Имена потрясающего норвежского клавишника Buffe Wesseltoft и замечательного шведского контрабасиста Dan Berglund (Esbjörn Svensson Trio, Tonbruket) мне были известны достаточно давно, а вот имя немецкого ди-джея Henrik Schwarz я услышал только благодаря этому трио. Очень приятная прохладная импрессионистичная мелодия. По саунду — скорее, Jazzland, чем ECM (хотя сам диск Trialogue вышел на Sunday Music Records). Каждый инструмент на своём месте, у каждого своя роль в формировании музыкального ландшафта. Я сравнил бы эту музыку с акварелью — та же изысканная простота и прозрачность. Та же невозможность ошибки. Когда буду жить просторнее, обязательно куплю этот диск вживую и буду слушать регулярно…
Так же как мой любимый Ketil Bjørnstad, Бугге умеет буквально несколькими нажатиями на клавиши разбередить душу, создать настроение (печаль моя светла), вдохнуть жизнь… Большой мастер! Dan Berglund ведёт ритмическую линию аккуратно и ненавязчиво, а Henrik Schwarz выступает и как скрипач (альтист? виолончелист?), и как клавишник, и как ударник. И тоже очень здорово и профессионально! Суперская вещь!
The Comet Is Coming — Start Running
Это имя оказалось для меня действительно совершенно новым. Я немедленно поставил его в лист исполнителей, заслуживающих более внимательного знакомства, но руки (уши) пока до него не дошли. Мелодия из EP the Death To The Planet непростая, суровая тревожная… Вполне соответствует названию диска.
Кто-то назовёт этот стиль nu-jazz, кто-то отнесёт к т.н. modern creative. Не думаю, что это так важно. Важнее впечатление и от мелодии, и аранжировки, и исполнения, и видеоряда. Сам видеоряд напомнил работы интересного художника Thomas Blanchard, который заслуживает отдельного рассказа. Сильно!
Лондонская группа The Comet Is Coming сочетает в своём творчестве элементы джаза, фанка, электронной музыки и психоделического рока. Музыканты группы выступают под псевдинимами «King Shabaka», «Danalogue the Conquerer» и «Betamax Killer». За ними скрываются саксофонист Shabaka Hutchings, клавишник Dan Leavers, и ударник Max Hallett, соответственно. Коллектив достаточно молод, ему ещё нет и трёх лет. Уверен, что он подарит нам ещё немало интересных мелодий.
Portico Quartet — A Luminous Beam
Если честно, то я группу Portico я слышал ранее а вот то, что раньше она называлась Portico Quartet, узнал только когда прослушал эту вещь. Очень интересный коллектив. И музыка у него интересная — причудливый сплав джаза и электроники, усиленный звуком такого экзотического инструмента, как ханг. Постарался послушать все их программы, до которых смог дотянуться. Удовольствие получил немерянное.
Portico Quartet был образован в 2005 году школьными друзьями Jack Wyllie (сопрано- и тенор-саксофон) и Milo Fitzpatrick (контрабас) из Саутгемптона и Duncan Bellamy (ударные) и Nick Mulvey (вокал, гитара, клавишные) из Кембриджа. В 2011 Ник ушёл на предмет сольной карьеры. Его сменил перкуссионист Kier Vine, виртуоз игры на ханге, который во многом определяет весьма узнаваемый саунд группы.
Пожалуй, не удержусь от того, чтобы не дать ссылку на плей-лист этого исключительно интересного коллектива.
Ну вот, на сегодня, пожалуй, всё. Открытий ещё много, буду писать, буду делиться! Да и вы делитесь своими открытиями, не жадничайте.
И буду очень благодарен, если в комментариях напишете о своих впечатлениях от прослушанного: что затронуло, а что нет.
Другие открытия: