Как-то тов. Пушкин (Александр Сергеевич) отметил, что «Из наслаждений жизни одной любви музыка уступает, но и любовь мелодия». Классик ошибся. Лет, эдак, 25 назад, я прочёл, что группа британских (а, может, и американских) учёных, исследуя психофизиологическое влияние разных факторов на организм человека, выяснила, что эти факторы можно ранжировать примерно так:
- музыка;
- переживания от сентиментальных сцен в кино;
- экстаз от созерцания произведений высокого искусства;
- любовь (секс)
За давностию лет мне сложно указать первоисточник этого своеобразного рейтинга. Но коль скоро информация так прочно осела в памяти, то имею право назначить её достоверной. Я это к чему. Музыка занимает очень важное место в моей жизни. Настолько важное, что мне, наверное, проще отказаться от чтения, чем от прослушивания музыки. Музыку я слушаю много, регулярно и очень разнообразную. Классику старую (последнее время редко) и новую, джаз классический и современный, электронную музыку от псай- и гоа-транса до эмбиента. Ну, и т.д. Новых исполнителей я открываю для себя регулярно, а раз в несколько лет целые неизведанные мною музыкальные острова. И постоянно расширяю свой музыкальный кругозор.
А вот как я это делаю. Начну в хронологическом порядке.
Музыкальная литература
Началось это в школьные годы со статей в «Детской энциклопедии», вырезок из самой разной отечественной прессы. Особенно ценились статьи из журнала «Ровесник». В институтские годы я почти полностью перевёл для себя две рок-энциклопедии (1973 и 1977 годов издания) а также изрядную часть чехословацкой Энциклопедии современной музыки. Эти переводы нонче занимают 7 или 8 общих тетрадей, исписанных от корки до корки.
Кроме того, в магазине «Букинистическая книга» я покупал старые номера чехословацкого журнала «Melodie». Интерес представляли не только опубликованные статьи, но и перепечатываемые журналом хит-парады из авторитетных западных изданий Billboard, Down Beat, и свои собственные хит-парады. В уже более позднее время я от корки до корки прочитывал совершенно замечательный белорусский журнал «Jazz-Квадрат», собрав полную его подписку. Освоение этого пласта информации позволило сформировать вполне серьёзную музыкальную эрудицию, помогло ориентироваться в разных музыкальных направлениях и стилях. И, разумеется, каждый номер, каждый прослушанный диск расширял кругозор.
Есть ещё один вид рекомендаций – всяческие хит-парады и рейтинги. Имея некоторое представление о том, как они готовятся, я, в целом, отношусь к ним с некоторой осторожностью. Исключение решил сделать для книги «1001 диск, который нужно услышать». Просто для того, чтобы быть в курсе тех программ, которые формировали музыкальные вкусы западного общества в разное время. Кстати, довольно неплохая книга. Есть в моей библиотеке.
Нужно сказать, что я сейчас практически не читаю систематически ни специализированных изданий, ни тематических сайтов. Разве что за исключением случаев, когда мне нужно найти информацию о том или ином конкретном исполнителе.
Рекомендации знакомых
Конечно, в условиях дефицита публикаций и полного отсутствия специализированной периодики, мы, будучи студентами, постоянно обменивались и дисками, и бобинами, и кассетами, обсуждали и новинки звукозаписи, и ставшие уже классическими программы. Этот канал действует до сих пор. Последнее открытие, сделанное по «наводке» коллеги Михаила Данилова – современная грузинская музыка.
Сайты компаний звукозаписи
Есть несколько компаний звукозаписи, чьё творчество я одобряю в целом, как явление природы. Это ECM Records, ACT Music, Rune Grammofon, Enja, Jazzland, Ultimae Records и ряда других. Я периодически посещаю их сайты, на которых регулярно появляются программы новых исполнителей. Очень часто это приводит к потрясающим открытиям. Именно так я открыл для себя и Nils Petter Molvær, и Helge Lien, и John Balke и многих, многих других.
Музыкальные блоги
Есть с десяток музыкальных блогов, вкусы владельцев которых схожи с моими. Я довольно часто забредаю на них, делая, порой, поразительные открытия. Так я открыл для себя, например, целый пласт итальянского джаза — Stefano Bollani и Enrico Pieranunci, Aldo Romano и Paolo Fresu…
Музыкальные порталы
Увы, копирасты потихоньку вытесняют из сети ресурсы, на которых можно бесплатно скачивать музыку. Но всё равно, осталось ещё несколько сайтов, на чьих страницах ежедневно появляются десятки программ. Блуждая по ним, я научился довольно точно определять жанр музыки по конвертам компакт-дисков. И иногда, скачав наугад программу хорошо неизвестного исполнителя, я получаю в свою обойму нового музыканта, чьё творчество пытаюсь отслеживать. Так я открыл, например, французского джазового аккордеониста Daniele Mille.
Музыка к кинофильмам и мультикам
Я обязательно слежу за тем, кто написал понравившуюся мне музыку к кинофильму или мультфильму. Открытий не счесть – Philip Glass («Часы», «Мишима», «Фокусник» и др.) и Альфред Шнитке («Карандаш и ластик», «Сказка странствий»), Александр Кнайфель («Торпедоносцы») и Юрий Ханон («Дни затмения»), Jozef Van Wissem («Выживут только любовники») и, конечно, Yann Tiersen («Амели», «Good Bye, Ленин»).
Кафе и рестораны с живой музыкой, протокольные и корпоративные мероприятия
Именно благодаря выпускному вечеру в «Здесь и сейчас», я познакомился с замечательным коллективом «Дилижанс-Джаз», а благодаря кафе «Beetlejuice», «Ангелы» и «Грай-кафэ» открыл для себя огромный пласт белорусского джаза. На приёмах Христианского образовательного центра святых Мефодия и Кирилла я впервые услышал ансамбли «Чистый голос». Клуб «Своя среда» позволяет не забывать о современной бардовской песне.
Говорят, что если на выходные или в праздники побродить по Верхнему городу, то можно услышать немало интересных уличных музыкантов. Если честно, то пока не экспериментировал.
Сервис Last.fm
О! Last.fm – удивительный мир, о котором я обязательно напишу большую отдельную статью. Здесь же скажу, что для каждого исполнителя есть список других исполнителей с похожей музыкой. Тут открытия исчисляются десятками. И исполнителей, и стилей. Благодаря этому миру я узнал, наконец, например, что такое стили glitch и IDM. Кроме того, этот сервис, анализируя то, что я слушаю, просто подсказывает мне новых исполнителей!
Youtube
Я иногда запускаю на Youtube мелодию, которая мне очень нравится. А Youtube подсказывает мне другие вещи, которые написаны в том же стиле. Именно так я открыл для себя Gjertrud Lunde и Knut Bjørnar Asphol, Angelique Kidjo и Anna Meredith и даже целое музыкальное направление электроакустики. Это довольно эффективный способ. Он мне очень нравится ещё и потому, что я люблю отслеживать свои ассоциативные цепочки. Иногда получается такая «игра в бисер», что сложно вспомнить, с чего эта цепочка и началась-то. Так же и в последовательности ютьюбовских роликов – можно от академического авангарда постепенно переместиться, например, к какой-нибудь особо извращённой форме тяжёлого металла.
Музыкальные магазины
Неоднократно стажируясь за рубежом, я регулярно испытывал терпение пролавцов магазинов компакт-дисков, ежедневно выбирая для «быстрой пробежки» по 5 дисков (не больше, я же всё-таки не полная сволочь!). Так я открыл для себя Pain и Eleni Karaindrou, Gotan Project и Mehmet Ergin, а также стили lounge и tango nuevo.
Интернет-радиостанции
На работе я часто слушаю интернет-радио. При этом в моём плей-листе только те радиостанции, у которых заполнены ID3 теги. То есть, можно подсмотреть, кто играет в данный момент. И если мне на ухо падает интересная мелодия, то я записываю исполнителя. А потом стараюсь узнать о нём побольше и послушать другие его вещи, например, на youtube.
Ну, вроде всё. Если вспомню, то обязательно допишу! И даю торжественное обещание рассказать о каждом из упомянутых здесь исполнителей.
Благодарности
- Маме – за то, что приучила меня к чтению и за то, что поощряла все мои увлечения, порой самые немыслимые.
- Моей дочке Полине, которая регулярно находит время, чтобы вытащить меня на какой-нибудь интересный концерт или хотя бы бросить ссылкой о готовящемся мероприятии. Благодаря ей для меня открылся такой музыкальный остров, как cardiowave, а в моих плей-листах поселились Flёur, Белая Гвардия и Легендарные пластилиновые ноги…
- Моим лучшим друзьям – Александру Тарашкевичу, Юрию Баевскому и Диме Майзету, а также однокурсникам Сергею Лютикову, Володе Рыбову, Андрею Фоменко и многим другим, с которыми мы обменивались пластинками и бобинами, информацией и вырезками.
- Однокурснику Олегу Маркарову (aka Маркарян), который предоставил в моё распоряжение копию рок-энциклопедии 1973 года, свою обширную коллекцию записей и тетради, в которых фиксировал информацию о прослушанных дисках.
- Нашему преподавателю математики и соседу, а потом и старшему товарищу Василию Павловичу Юфереву, который не только открыл для меня мир джаза, но и допустил меня к своей обширнейшей фонотеке, а также дал возможность читать и переводить ту самую чехословацкую Энциклопедию современной музыку и ставшей уже классической книгу Иоахима-Эрнста Бренедта «The Jazz Book: From New Orleans to Jazz Rock and Beyond».
- Коллеге по СКТБ НПО «Интеграл», переводчику Ларисе (фамилия, увы, выветрилась из памяти), которая предоставила возможность переводить американскую рок-энциклопедию 1977 года издания, которую я по-свински потерял.
- Ольге Залесской и Леониду Динерштейну, которые никогда не забывают пригласить меня на очередной концерт «Соей среды». Благодаря им я не забываю, как звучит человеческий голос под гитару.
- Людмиле Круковской, которая открывает для меня всё новых и новых исполнителей белорусского джаза.
Ну вот, понял, что если начну перечислять всех, кто поделился со мной своими впечатлениями и ощущениями о музыке, то список окажется больше, чем сама статья. Так что громко говорю большое спасибо всем, с кем когда-либо разговаривал о музыке, обменивался записями, ходил на концерты.
А как находите новых исполнителей вы? Какими сайтами пользуетесь? Что посоветуете прочитать?
В студенческие годы я тоже принимал посильное участие в переводе Рок энциклопедии, на пару дней книжка попала в руки, получилось сделать копию, а потом переводить по кусочкам, для себя, знакомых и просто удовольствия ради…
Интересный факт — модель компьютера, на котором набиралась часть текстов называлась М-6000 и занимала две комнаты.
Хотя доступ к компьютеру в студенческие годы у меня уже был (подрабатывал в СКТБ НПО «Интеграл»), но мне даже в голову не приходило в рабочее время создавать на них какие-либо тексты. Всё заносилось в тетрадочки… Кстати, теперь изредка заглядываю в них и ищу записи всякой экзотики типа Beaver & Krause или Thunderclap Newman, которые нечасто попадались на виниле в наших широтах…
*осторожно осматривается* несмотря на с рождения оттоптанные медведём уши, музыку люблю и восхищаюсь широтой (я бы сказала — бесконечностью:) познаний Дяди Зеневича в этой области прекрасного) к тому ж, будучи скорее визуалом, уважаю приличествующий музыкальной теме видеоряд (кстати, похоже, Гостиница Клуба меблирована Baxter’ом — атмосферно и джазово?)
Попросили указать, какие сайты и блоги я посещаю для скачивания музыки. Вообще-то, я предполагал посвятить этому отдельный материал. Обязательно так и сделаю. А пока самые часто посещаемые:
1. Портал Israbox — всё, что угодно
2. Музыкальный блог Musica degradata — преимущественно, музыка, близкая по стилистике к ECM-саунду. Бутлеги в авторском оформлении и программмы out of print
3. Музыкальный блог LiveJazzLounge — похож на предыдущий.
4. Музыкальный блог 365 trios — замечательная коллекция фортепианных джазовых трио. Много редких программ и малораскрученных имён.
А вообще сейчас в работе мой собственный каталог сайтов, в котором я и буду выкладывать аннотированные ссылки на те сайты, которые лично я сам считаю полезными и интересными.
Перечитал материал и с огорчением оповещаю, что на портале Israbox музыку можно теперь скачивать только на платной основе, в блоге 365trios музыку больше нельзя скачивать никак. Так что я теперь пользуюсь, в основном, замечательным джазовым сайтом jazz-jazz.ru А вообще больше слушаю интернет-радио…