Vesna в декабре

1
2164
Vesna Cáceres

Бывает ли весна в декабре? Бывает, если речь идёт об очень необычной исполнительнице из Чехии, которую так и зовут: Vesna. Точнее, Весна Касэрэс. Что она исполняет? Джаз? Авторскую песню? Музыку Балкан? Латино? Классику? На самом деле её музыка и песни сплавляют воедино все эти стили, образуя, воистину атомную смесь, способную разогреть слушателей не хуже любого коктейля!

Vesna Cáceres — певица, аккордеонистка и композитор со сложным хорватско-чешско-словенско-испанским происхождением. Родилась и выросла она в Хорватии, но с 1990 года поселилась в Праге. Она изучала музыковедение в одном из старейших и самых престижных университетов Европы — в Карловом Университете, параллельно обучаясь вокалу в Консерватории Ярослава Ежека. В те годы она пела в составе вокального секстета Prestissimo в сопровождении Биг-бэнда Пражского радио. В 1993 представляла Чехию во Всемирном молодёжном хоре.

В 1996 она создала свою собственную группу Anima Band, в которую вошёл мексиканский гитарист Pablo Ortiz. С этой группой она объездила всю Чехию, выступая в клубах и на фестивалях. Постепенно она начала гастролировать и по другим странам Европы. В 2004 году в её карьере наступил новый поворот — она начала выступать соло, как автор-исполнитель. Кроме того, она пишет много музыки для театральных постановок. На сегодняшний день в её творческом багаже 11 сольных дисков и музыка к 6 спектаклям.

Среди языков, которыми владеет Vesna, есть и белорусский: «У тым,што я выконваю падчас жывых выступаў, ёсьць і джаз, і этна, і рок, трошкі попу, застаецца месца і для імправізацыі — нехта назаве гэта джазам, нехта скажа, што гэта занадта папсова для джазу. Звычайна я імкнуся пазьбягаць крайнасьцяў і шукаць свой шлях, сваю іскру», — говорит Весна.

Для своего концерта Vesna выбрала несколько необычный состав сопровождающей группы. Она получилась чисто акустической. Кроме самой Весны в группу вошли:

Федор Маликин — флейта
Дмитрий Демидов — гитара
Людмила Круковская-контрабас

Такой состав предполагает уютное, интимное звучание, которое, в сочетании с атмосферой «Грай-Кафэ», доставит искреннее наслаждение всем настоящим любителям музыки.

Мы очень рады тому, что завершающий концерт сезона от BlackWhiteJazz впервые проходит в международном формате. Это даёт нам надежду услышать в следующем году новые имена. Приглашаем вас на весенний декабрьский вечер в «Грай-кафэ». Будет здорово!

А пока можно познакомиться с несколькими её мелодиями:

 

(с) 2017

Поделитесь!

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Vesna в

    Ну вот, наконец, нашёл время, чтобы поделиться своими впечатлениями о концерте Весны Касэрес в Грай-кафэ.

    Выступление началось с народной песни a capello. Очень тихо и по-домашнему. Нужно сказать, что и весь концерт получился очень уютным, домашним и беспонтовым. Под последним словом я понимаю такой тип выступлений, когда исполнитель показывает именно песню, а не себя, любимого. А ещё очень профессионально. Но я забегаю вперёд

    Первой песней (народная a capello не в счёт) концерта стала «Miro-Miro». Это местное название птички, которая водится то ли в Австралии, то ли в Новой Зеландии, которая как-то связана с любовью. Увы, поиску по гуглу ничего не дал, так что за подробностями — прошу непосредственно к Весне. Очень необычно было видеть Людмилу Круковскую с контрабасом. У меня возникло ощущение, что она могла в нём вполне комфортно разместиться, и ещё бы осталось место, чтобы вертеться с боку на бок :-). Что же касается музыкантов, то у меня сразу возникли «чешские» ассоциации: Фёдор Маликин (флейта) = Jiří Stivín, а Дмитрий Демидов (гитара) = Zdeněk Dvořák. Что же самой песни, то по настроению она близка к творчеству Suzanne Vega. очень приятный сплав джаза и того жанра, который в буржуйской прессе называют singer-songwriter. Это что-то вроде нашей бардовской песни, но не по музыкальному материалу, а по форме подачи — глубоко личностному, дружескому, почти интимному.

    Номером два в концерте стала хорватская народная песня «Дай мне, Божа». И снова приятно: почему-то народные песни принято распевать противными голосами с подвываниями. И не важно, какая это песня — саамская, болгарская, белорусская или, скажем, китайская. А здесь песню исполнили так, как могли бы спеть за столом друзья с хорошей музыкальной подготовкой, не забывающие про сольфеджио. Или у костра — на выбор. Лично такое исполнение, не претендующее на «аутентичность» намного мне ближе. Простая незамысловатая мелодия. Очень уютно, по-домашнему.

    «Amor el mol» не ручаюсь за правильность написания, но я так услышал название. Презентовалась как сальса на испанском. Хм. Для меня сальса должна быть зажигательной, такой, чтобы хотелось снять с себя рубашку, майку, подхватить кастаньеты и выскочить на сцену поплясать от души. Здесь же сальса получилась совсем другой — по-европейски аккуратной, причёсанной и политкорректной. Во всяком случае, желания метнуться на сцену у меня не возникло. 🙂

    Четвёртая песня тоже исполнялась на испанском языке. Тут я больше внимание уделил восприятию не вокала, а музыкального сопровождения. Внимательно послушал и понял, что это акустическое трио вполне может выступать самостоятельно, без вокального сопровождения. Главное, правильно подобрать музыкальный материал. Эта мысль меня посещала на протяжении концерта ещё несколько раз. Я это не к тому, что вокал был чужероден, как раз наоборот — ансамбль звучал очень сыгранно и гармонично. А лишь чтобы подчеркнуть, что такой состав был бы востребован на нашей джазовой/постджазовой сцене. ИМХО. Что же касается самой песни, то мне показалось, что, несмотря на испанский язык, она вполне могла быть использована как музыкальное сопровождение к какому-нибудь французскому фильму 60-70-х годов. Например, у Робера Оссейна или Клода Лелуша.

    Что-то народное. Название, увы прослушал — отвлёкся на беседу. очень приятная песня. И снова я вспомнил подвывания и стоны «аутентичных» исполнителей народных песен. А здесь я увидел/услышал деревенскую девушку, которая напевает про себя просто потому, что у неё хорошее настроение, вовсе не ожидая реакции зрителей.

    Little Prince. Весна предупредила об африканских корнях этой песни. Правильно сделала, потому что Африки я тут не почувствовал: ну какая может быть Африка без барабанов! Но вещичка вполне себе! Правда, мне она напомнила то ли Ирландию, то ли Шотландию. Пока я разбирался, Шотландию или Ирландию, не успел определиться с сортом виски, который вдруг вздумал себе заказать. В результате не заказал никакого 🙂

    И снова что-то народное. Понял, что с удовольствием не только пополнил бы свою фонотеку диском с таким материалом, но и регулярно его прослушивал бы! А ведь я не уникален — уверен, что нашлось бы немало народу с похожими вкусами. Думаю, Людмиле стоит подумать над тем, чтобы организовать запись диска народных песен таким составом.

    Samba. Без текста. Просто белорусский текст оказался настолько новым, что Весна просто не успела его выучить. Но дело поправимо: когда Весна снова приедет к нам в Минск, надеюсь услышать эту песню уже с текстом. А пока песня исполнялась скэтом. Подумалось, что эта самба не для пафосной Ипанемы. Но и не для фавел Рио-де-Жанейро. Мне кажется, что такую самбу вполне можно было бы услышать, скажем, в Octavio Cafe в Сан-Паулу…

    Come to… Ровно, аккуратно, но струнок внутри не задело.

    Всё-таки не хватает маленького перерыва: ведь не случайно даже во время университетских лекций делались пяти минутные перерывы внутри пары — не просто концентрировать внимание на протяжении полутора-двух часов музыки. Наверное, если бы я пришёл подхарчиться и заодно послушать музыку, мне было бы легче. Но я прихожу на такие концерты, в первую очередь, чтобы насладиться музыкой. А слушаю я её очень внимательно и напряжённо. Не знаю, насколько распространён такой типаж слушателей, как я. Но я примерно через час — час десять начинаю уставать, эмоции притупляются, снижается острота восприятия. Может, это уже возрастное? 🙂

    Следующую песню я назвал бы не колыбельной, а «баюльной» — настолько она домашняя, уютная, успокаивающая и расслабляющая.

    Последние песни были такие же ровные, аккуратные, искренние и профессионально исполненные, как и предыдущие. Мне сложно о них написать что-то определённое, потому что я просто слушал, расслабившись и отключив думалку, и никакие ассоциации не возникли. Исключение — самая последняя вещь: вокальная импровизация под контрабас. Реально круто!!!

    Хочется сказать отдельное огромное спасибо Agnus Rainstorm за звук: всё, что можно было сделать в этом помещении, он делает. Безукоризненно соблюдён баланс громкости инструментов, выверена частотка, всё в порядке с локализацией звука. Одним словом — мастер!!!

    И было очень приятно, что в кафе оказались заняты практически все места — достойным исполнителям достойную аудиторию! Не удивлюсь, что вскоре проекту BlackWhiteJazz придётся искать другую площадку, с большим количеством мест — последние два концерта дают основание на это надеяться.

    Надеюсь, что вскоре концерты авторской джазовой музыки в рамках проекта BlacWhiteJazz возобновятся. Спасибо Людмиле Круковской за её пламенный энтузиазм — она делает большое дело.

    И спасибо всем исполнителям и зрителям. Благодаря вам у меня был замечательный вечер!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя