Гитарный шаман Knut Bjørnar Asphol

Современную норвежскую креативную музыку я полюбил давно, сразу и навсегда. Начало положило прослушивание программ Jan Garbarek, а в дальнейшем список пополнился десятками имён интереснейших музыкантов, среди которых Bugge Wesseltoft, Nils Petter Molvær, Arve Henriksen, Terje Rypdal, Eivind Aarset, Nils Økland… Продолжать не буду, потому что могу увлечься. Лучше я поделюсь своими впечатлениями о каждом из них в отдельных материалах.

0
3014
Knut Bjørnar Asphol

Ранее в материале «Как расширить свой музыкальный кругозор» я упоминал о поиске новых (для себя) исполнителей с помощью youtube. Всё очень просто: находишь мелодию, которая тебе гарантированно нравится, слушаешь, а далее даёшь ютьюбу возможность подбирать тебе мелодии для дальнейшего прослушивания. И рано или поздно наткнёшься на что-нибудь интересное. Именно таки образом я открыл новое для себя имя: Knut Bjørnar Asphol.

До этого на вопрос «известный норвежский джазовый гитарист» я быстро и уверенно отвечал: Terje Rypdal.  Сегодня, пожалуй, назову сразу два этих имени. Ни разу не покривлю душой, если скажу, что эти два Мастера находятся в «одной весовой категории». И по технике, и по эмоциональному воздействию. Но, как мне кажется, музыка Knut Bjørnar Asphol несколько легче воспринимается. Это никак не означает, что она «более попсовая». Попсой у Кнута, не пахнет ни разу.

Mnemonic

Первой его мелодией, которую я увидел/услышал, стала Spaces со второго альбома Кнута, Mnemonic, вышедшего в 2012 году на лейбе с замечательным названием Ladies and Gentlemen. Она практически сразу стала одной из моих любимых. Во многом на восприятие мелодии повлиял «дорожный» видеоряд, созданный оператором Audun Nedreid. Съёмки клипа шли в России и Индии, Кении и Бразилии, Китае, Норвегии и даже в Палестине. Прихотливое переплетение партий гитар, чуть «придавленной» трубы Arve Henriksen и очень бережного сопровождения ударника Torstein Lofthus в сочетании с ритмичным чередованием кадров, создало завораживающую звуковую атмосферу, требующую продолжения.

Продолжение последовало в тот же день. Им стала удивительная мелодия A View from the Mountain с того же альбома. Но записанная уже с другим феноменальным норвежским креативным трубачом — Nils Petter Molvær. В основу клипа положены кадры из короткометражного фильма «Туполев». К сожалению, я пока не нашёл, и какого именно. Но собственно, это не так уж и важно. Эта мелодия и этот клип у меня теперь ассоциируются с абсолютной внутренней свободой. Душа летит как на крыльях!

Мне сложно сказать, сколько раз я прослушивал эти мелодии. Но буду слушать их вновь и вновь, каждый раз открывая для себя какой-нибудь новый пассаж, новый аккорд…

Мне кажется, что на этом альбоме просто нет слабых вещей, хочется выкладывать их одну за другой. Третья композиция, которая заставила мою душу трепетать, стала Oriental Desert. На этот раз партнёрами Кнута стали индийская скрипачка Harpreet Bansal и норвежский исполнитель на диджериду Per ‘Zotora’ Nygård. Результат совершенно мистический: я словно оказался в древнем, заброшенном в джунглях храме, заросшем лианами и почти скрытым от человеческих глаз… Концертный вариант, видео с которого выкладываю здесь, оказался не менее интересным, чем записанным на альбоме.

Никак не могу оторваться от альбома Knut Bjørnar Asphol Mnemonic. Композиция Sonic Blizard оказала на меня такое же впечатление, какое я испытал много-много лет назад, впервые услышав группу The Doors. Наверное, понятие «саспенс» здесь не совсем уместно, но я никак не могу подобрать слово, с помощью которого можно передать ожидание того что должно произойти что-то чудесное, волшебное…

Wilderness Exit

Ну вот, мы добрались до третьего альбома Knut Bjørnar Asphol – Wilderness Exit (Выход в пустыню). Титульная мелодия продолжает линию, начатую в предыдущем альбоме. Настроение – близкое к тому, что я испытывал, прослушивая первый альбом Pat Metheny, а именно, его композиции Oasis и Icefire: лёгкая грусть, желание свалить отсюда в какие-нибудь дальние края. Только ведь от себя не убежишь…

Композиция Superoganic выделяется роковым саундом гитары Кнута. Такая вещь, пожалуй, могла бы появиться в эпоху расцвета прог-рока, когда Terje Rypdal  экспериментировал с рок-ритмами и тогдашними, ещё не совершенными, гитарными примочками. Разве что диджериду в те годы пока не вошёл в привычный арсенал рокеров, даже очень продвинутых.

Хотел было закончить рассказ о своих впечатлениях от альбома Wilderness Exit, но всё-таки не смог отказаться от того, чтобы вставить видео с живого исполнения композиции Zonographic. Синхронное звучание гитары и скрипки напомнило мне о лучших годах Shakti, когда молодой Шанкар наяривал с молодым же Маклафлином, работы Жана-Люка-Понти эпохи Enigmatic Ocean и… композицию Карена Карапетяна «Над Океаном».

Tabloid Red


Тональность его последнего альбома Tabloid Red, на мой взгляд, несколько изменилась. Я даже не могу сказать, в чём именно. Сказать, что он стал более электронным? Так ведь и предыдущие программы акустическими никак не назовёшь. Сказать, что в нём появились странные пульсирующие ритмы? Вроде, их можно было слышать и раньше. Более яркий видеоряд? Пожалуй. Но не думаю, что именно он так существенно повлиял на моё восприятие. Но The Game и Urban Entrance из этой программы меня завораживают не менее глубоко. Возможно потому, что ритм этих композиций близок к ритму разрывающегося сердца…

Увы, за гранью обзора остались два диска Knut Bjørnar Asphol: его первый диск Organic Ocean и продукт сотрудничества с Harpreet Bansal – альбом Ragatronic. Просто я их не слышал. Ну что же, будет повод ещё раз вернуться к его творчеству!

Эх!  С огромным трудом удерживаю себя от того, чтобы не разместить в этом материале все найденные мною клипы на музыку этого яркого и талантливого гитариста. Пока писал, подумал – а не раздарить ли мне часть своих компакт дисков, чтобы освободить место на полочке для всех пяти программ/ Надеюсь, что смогу их если не купить в Минске, то хотя бы заказать через интернет. Как говорил один мой старший товарищ, «Марксизм не отвергает случайностей».

© 2017

P.S. Всё-таки решил перевести и биографию Кнута. Правда, разместил её не отдельной статьёй, а как описание к тегу «Knut Bjørnar Asphol». И вообще, пожалуй, сделаю это правилом: появился тег – готовь материал. Чтобы было ясно о чём речь. Только тегов к каждому материалу не счесть…

Ну, что скажете? Как он вам? На кого похож? Что вы испытываете, слушая его музыку? Буду рад, если откроете для себя этого интересного музыканта.

Поделитесь!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя