Перед новогодними праздниками возник очень серьезный вопрос с подарками. А судя по количеству одариваемых мною людей, я бы сказала первостепенной важности.
Но мне безумно повезло, все было найдено в срок, одариваемые были счастливы. Но произошло это не потому, что магазины были напичканы интересными и красивыми вещами. Просто как-то так оказалось, что я знаю множество невероятных талантливых белорусских мастеров, чьи работы вызывают восхищение практически у любого увидевшего, а также служат отличным подарком.
Потому и было принято мною решение обязательно всем этим поделиться : )
Начать хочется с MoonCeramic — ребят, которые делают умопомрачительно милую и стильную посуду.
Это студия керамики семейной пары, которые уже не первый год сами делают чашки, тарелки, блюдца, сахарницы… А ещё проводят мастер-классы по керамике, после которых у вас дома будет посуда, вылепленная собственными руками.
Как всё начиналось
Наташа работает с глиной полжизни. Она с детства хотела рисовать, но не смогла поступить в художественную школу и пошла на керамику. «Когда я в 13 взяла первый кусочек глины в руки, то поняла, что это – мое, и на протяжении следующих 13 лет почти все время лепила. Правда, был один перерыв в два года, когда я только поступила в университет, совсем не связанный с керамикой. Когда отучилась, у меня встал выбор: или идти по профессии и становиться экологом, или вернуться к тому, к чему лежит душа. Так я решила вернуться к керамике. Сначала это было скорее хобби, я просто лепила для себя и не зарабатывала на этом».
Но керамика – это не только лепка из глины. Чтобы изделие стало прочным, его надо обязательно обжечь в специальной печи. Поэтому Наташа ходила в студию детского творчества на улице Славинского. Именно там они с Витей и познакомились. «5 лет назад у меня в жизни был переломный момент – я отчислился из одного университета и уже учился в другом на инженера-программиста, но понял, что и это – не мое. Я долго искал, где же смогу научиться работать с глиной, – и в результате пришел в студию на Славинского».
Наконец, своя студия
К собственной студии ребята шли очень долго: Moon Ceramic появилась что-то около пары лет назад. Началось все с того, что молодая семья решила, что работать на кого-то им не хочется, и открыла собственный магазин хенд-мейда в ТЦ «Силуэт» – для него ребята делали украшения и прочие мелочи, что-то привозили. «Мы начинали с игрушек, украшений и работы с ремесленниками, но сейчас стараемся делать упор на то, что производим сами», – говорит Наташа. Витя добавляет: «С ремесленниками работать сложно: когда ты говоришь, что делаешь наценку на изделие в 50%, они очень расстраиваются. А ведь для того, чтобы хорошо чувствовать себя на рынке, платить за аренду, отдавать налоги и еще что-то зарабатывать, надо делать 100-процентную наценку. Мы посчитали, что нам выгоднее самим делать продукцию и продавать по своей цене, чем брать у кого-то на реализацию». Сейчас ребята используют магазин как место, где можно показать всю свою посуду. Впрочем, продают её и в других магазинах.
Как рождается глиняная посуда
Наташа предпочитает лепить из глины вручную, а Витя, наоборот, работает с гончарным кругом. Оба показывают нам, как создается посуда в разных техниках, и заодно рассказывают о них. Оказывается, глина требует терпения: весь процесс изготовления одной вещи занимает около трех недель – сначала тарелку или чашку лепят. Потом около десяти дней сушат при минимальном доступе воздуха. Затем обжигают в печи два дня, после красят и снова обжигают, уже в течение трех дней. Тысяча градусов – минимальная температура обжига, позволяющая сделать качественную прочную вещь. Причём нарастать она должна очень медленно, чтобы посуда не растрескалась. Для обжига не подойдет домашняя духовка – нужна специальная печь.
Новый этап
Год назад ребята решили, что пора покупать собственную печь для обжига керамики. И стало понятно, что придется искать отдельное помещение и производить больше посуды, чтобы окупать затраты, – немецкая печь обошлась в 3 000 $. Помещение искали долго – многие владельцы, услышав слово «печь», тут же пугались и отказывались. Помог Институт физики Академии наук, где сразу несколько кафедр занимаются лазерами. Месяц аренды тут стоит около 500 рублей, но сейчас, через год после старта, ребята подумывают о смене помещения – хотят найти место просторнее, ведь теперь они не только вдвоем занимаются гончарством, но и обучают людей. Нынешняя мастерская не способна вместить всех желающих.
Мастер-классы
– Когда мы начали лепить и выкладывать фото нашей студии, многие стали писать нам: «Мы бы тоже хотели попробовать, не могли бы вы научить нас лепить из глины?» – говорит Наташа. – На первом мастер-классе я так боялась, что ни у кого ничего не получится, что у меня даже дрожали руки. Но получилось у всех, люди ушли довольными, а меня это так вдохновило, что сейчас мы проводим мастер-классы каждые выходные.
У ребят можно пройти целый курс керамики, а можно – всего два занятия: сначала за несколько часов сделать 3-4 изделия, а потом, через две недели, когда ваша посуда подсохнет и будет обожжена первый раз, прийти и покрыть ее эмалью. На такие курсы ходят и постоянные покупатели, и те, кто просто хочет отвлечься от работы за компьютером. Спрос настолько большой, что для учеников MoonCeramic купили вторую печь. Теперь пять дней в неделю наши герои сами лепят посуду, а по выходным ведут мастер-классы. «Но иногда мы можем сделать себе выходной», – смеется Наташа.
Обратная связь
Производя посуду, ребята смотрят на отклик людей: «Сейчас мы делаем серию с муми-троллями, потому что, слепив одну чашечку с ними, мы получили много сообщений с просьбой сделать больше – так что один день я делала только чашки с муми-троллями». Теперь Наташа может потратить целый день, делая только тарелки или только чашки: «Все-таки у нас тут уже небольшое производство. Это не хобби, когда ты сегодня хочешь полепить, а завтра не лепишь, – это наша работа, с которой мы живем, поэтому лепим каждый день. Хотя отдыхать тоже надо». Совсем недавно ребята на две недели съездили в отпуск в Грузию, но Витя говорит, что считает это «нашей ошибочкой»: по его словам, мастерской надо «еще работать и работать».
Собственный стиль
Мы обращаем внимание, что керамика ребят совсем не похожа на ту, что можно найти в белорусских сувенирных магазинах. Витя смеется: совсем недавно он захотел вступить в Союз народных ремесленников, но его не взяли – сказали, стиль не подходит. Наташа говорит, что национальные темы они тоже поднимают, но по-своему: сейчас MoonCeramic готовят к росписи серию посуды с белорусскими фразами и присказками. «Может быть, и хорошо, что ни я, ни Витя не окончили вуз по специальности “керамика”, потому что нас бы научили, что правильно делать вот так и так, а птичек сажать на чашку совсем неправильно. Возможно, отучившись в университете, мы и не добились бы своего стиля – а тут мы работали сами для себя, сами учились, сами осваивали новые техники, и получился стиль, очень отличающийся от того, чему учат в университете».
Наше преимущество сейчас в том, что мы такие пока одни – мы не работаем в народных стилях, а делаем европейскую керамику, используем глазури и ярко раскрашиваем посуду. Мы стараемся делать очень яркие вещи, причем разную посуду. Ведь все люди разные, и мы хотим, чтобы каждый, кто что-то у нас покупает, нашел близкую ему вещь.
Доступные цены
Чашка MoonCeramic стоит 18 – 20 руб., в случаях очень сложной росписи – до 25 руб. «Если бы материалы были местными, а мы не платили за доставку, не переплачивали бы посредникам, то цена была бы ниже», – говорит Наташа. Сейчас ребята используют четыре основных материала – белую и красную глину, фарфор и фаянс. Глину в основном везут из Москвы, Вильнюса и Украины – в Беларуси есть месторождения красной глины, из которой производят только чашки и кружки на гончарном кругу.
– Мы относимся к глине как к волшебному материалу, потому что из него можно слепить абсолютно все, – рассказывает Наташа. – Я люблю каждую вещь, которую леплю. И очень приятно, когда люди приходят на маркеты и говорят, что посуда, которую они купили у нас, становится их любимой. Когда мы начинали, то даже и не думали, что будет такой отклик.
– На данный момент самым главным в нашем деле я считаю необходимость связать творчество и деньги, – говорит Витя. – Для меня сейчас это очень сложно – я не могу пока найти гармонию между этими вещами и постоянно из-за этого переживаю. Но нам хватает на жизнь – надеюсь, что не будет еще одного кризиса и люди не перестанут покупать посуду.
Дальше, дальше, дальше…
– Но тут все зависит от мастера, – подхватывает Наташа. – Если он растет, старается и делает каждую вещь лучше предыдущей, то у него всегда будут покупатели. Если же мастер остановился на каком-то уровне, то людям надоест.
– У нас семья, мы старались придумать что-то свое, что будет нас обеспечивать, – говорит Витя. – Когда мы начинали, то не знали наверняка, сможем ли окупить мастерскую. Покупая печь, мы просто решили, что хотим заниматься керамикой: нам это в любом случае будет в радость, а печь, на худой конец, будет стоять дома или в гараже – и мы будем делать керамику для себя.
– Сначала керамика была нашим хобби, – объясняет Наташа. – Но, когда стал вопрос о покупке печи, оборудования и открытия мастерской, это превратилось в нашу профессию. И сейчас, по прошествии года, мы очень рады, что тогда рискнули и открылись.
Весь этот текст мне удалось разместить здесь благодаря рубрике портала citydog «Адметные», где, собственно, вы и можете прочитать оригинал интервью.
Весь архив их работ можно посмотреть в их группе Вконтакте.
А я, к слову, счастливая обладательница вот такого вот потрясающего кита 🙂
На самом деле есть еще несколько студий, где создают чудесную посуду талантливые ребята, но ни одна из них не тронула меня так сильно, как MoonCeramic. Но, возможно, у вас будет другие мнение, так что их названия и активные ссылки я все же приведу.
- Утки растопят лед (у них потрясающие опасные мисочки с шипами)
- Nceramics
- Svet keramiki
P.S. Если вам интересно узнать больше о самобытных белорусских мастерах — пишите в комментариях. И я познакомлю вас с по-настоящему удивительными людьми 😉
Потрясающей красоты посуда, рыбки и гранаты вне конкуренции.
Самое сложное было выбрать примеры и работ — невероятное количество и качество поражают. Обязательно загляните к ним на сайт повдохновляться : )
Конечно интересно! Я и сам пытаюсь собраться и сделать цикл интервью со знакомыми художниками. Прикуплю диктофон, штатив для съёмки, пару осветительных ламп… И буду напрашиваться в гости, чтобы снять творцов на месте, так сказать… Но у меня все художники, а прикладников-то я практически не знаю. Я имею в виду мастеров декоративно-прикладного искусства! Так что, Полина, вперёд!
Спасибо, Полина. Очень красиво и оригинально! Совпадение в том, что сегодня только о них прочитала в статье «45 продуктов из Беларуси, за которые действительно не стыдно». И вот что там о них написано: «Еще один пример того, как увлечение соединяет судьбы. Наталья и Виктор Бердниковы познакомились благодаря увлечению керамикой. И теперь обжигают горшки, как боги. Их чашки с забавными лисичками и мишками долго не застаиваются на полках магазинов.» Но в этом материале, на который я ссылаюсь, на фото не была видна их продукция во всей красе. Похоже на то, что в кадр попали еще не расписанные и не обожженные изделия, а заготовки, если их так можно назвать. Поэтому благодарю, что не поленились показать их прекрасные работы и мне (нам) повдохновляться).
Вот ссылка на статью, если кому интересны остальные 44 продукта из Беларуси, за которые не стыдно: http://ananas.kyky.org/cult/45-produktov-iz-belarusi-za-kotorye-deystvitelno-ne-stydno
P.S. Надеюсь, что я не нарушила чьих-либо прав, сделав ссылку на статью.