Удивительное дело — грузинский кинематограф. Особенно «короткий метр». Тыщу лет назад смотрел цикл работ Резо Габриадзе, а помнится так, будто это было только вчера. Но на самом деле я вчера посмотрел совсем другую грузинскую короткометражку: 25-минутный фильм «Семья» Наны Джамелидзе. А посмотрел, потому что это последняя роль, которую сыграла великая Верико Анджапаридзе. И было ей тогда 88…
Пару слов о грузинском искусстве
Я очень люблю современное грузинское искусство: добрых бабушек с картин Ладо Тевдорадзе, гордых грузинских княжон с фотографий Тины Казахишвили, утончённую графику Русудан Петвиошвили, книжную иллюстрацию Нино Чакветадзе, кино Резо Чхеидзе… И знаете, что во всех этих работах общее? Это не покидающее вдумчивого созерцателя ощущение того, что все эти мастера — члены одной большой семьи. Семьи, которая называется грузинский народ. Это семейное неуловимо проскальзывает от работы к работе. Его с ничем не спутаешь. И не думаю, что у кого-то получится его адекватно описать.
Пару слов о героях фильма
Впрочем, пожалуй, нет. Получилось. Получилось у грузинского режиссёра Наны Джамелидзе, которая в 25 минут смогла поместить несколько смысловых пластов — и явных, и чуть улавливаемых боковым зрением. Но главное — я поверил. Поверил, что грузинская семья именно такая. Когда в одной квартире мирно уживается четыре поколения женщин. Мужчина в этом фильме появляется только дважды — в самом начале, когда подчёркивается его высокий социальный статус (за ним приезжает личный водитель на чёрной «Волге». И в самом конце, когда его умница и красавица жена напрасно ожидает его в семейной постели. А ведь завтра у неё защита диссертации, и она так нуждается в его поддержке.
Веришь каждому образу, каждому характеру. И тому, как относятся к детям с их пропеллерами в известном месте, капризами и причудам, и необыкновенно терпимому отношению к их шалостям. Веришь тому, что в дикой нервотрёпке, предшествующей защите диссертации, внучка Кети (Лика Кавжарадзе) забывает добавить новокаин в укол своей умирающей бабушке Цуце (Верико Анджапаридзе). Веришь тому, что разговоры о скорой смерти бабушки никого не напрягают. Они естественны и не несут в себе никакого негатива. Что же, смерть есть смерть!
Пожалуй, самый сильный образ удалось создать Нателе Махалдиани. По-видимому, она младшая сестра Цуци и понимает, что после Цуци её черёд. Но это вовсе не повод впадать в уныние — она поёт и танцуем, азартно смалит одну сигарету за другой. И замечательно читает стихи Бальмонта в финале фильма.
Я вообще симпатизирую старикам и готов прощать им многие слабости. И образ, созданный Нателой — один из самых сильных из виденных мною.
В фильме снималась дочь Тенгиза Абуладзе, Кетеван, которая многим запомнилась своей ролью жены художника Бараташвили в фильме «Покаяние».
Пару слов об обстановке
В картине нет традиционных грузинских гор, моря, вина, застолья, хоровых песен, зажигательной музыки… Вообще всё действие происходит в одной большой старой квартире с большими комнатами и высокими потолками. Обстановка ни бедная ни богатая. Во всяком случае понимаешь, что это интеллигентная семья, где шубы привыкли носить мехом внутрь.
Почему смотреть
Не только потому, что это последняя роль Верико Анджапаридзе. А ещё потому что этот фильм правдив. Потому что он добрый, тёплый и уютный. Потому что он может служить иллюстрацией к тому, что называется «семейное гнездо». Это хорошая семья.
Мне с большим трудом удалось найти место, где можно онлайн посмотреть этот фильм. К сожалению, чтобы его посмотреть нужно обзавестись аккаунтом в социальной сети Вконтакте. Обзаведитесь. Это не сложно. Фильм стоит того.
Стихотворение Константина Бальмонта, которое звучит в финале
Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце
И синий кругозор.
Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце
И выси гор.
Я в этот мир пришел, чтоб видеть море
И пышный цвет долин.
Я заключил миры в едином взоре.
Я властелин.
Я победил холодное забвенье,
Создав мечту мою.
Я каждый миг исполнен откровенья,
Всегда пою.
Мою мечту страданья пробудили,
Но я любим за то.
Кто равен мне в моей певучей силе?
Никто, никто.
Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце,
А если день погас,
Я буду петь… Я буду петь о Солнце
В предсмертный час!
Фильм не отпускает. Понял, что буду пересматривать его ещё несколько раз, Чтобы увидеть детали, которые, возможно, я упустил при первом просмотре. Но не только. Мне нравится атмосфера этого фильма, в которую хочется окунаться ещё и ещё.