Многих ли джазовых скрипачей вы знаете? Первые имена, которые всплывают в памяти — Stefane Grappelli и Jean-Luc Ponty. Если немного напрячь память, к ним добавятся «дедушки» джазовой скрипки Joe Venuti и Stuff Smith, плазматичный Shankar из Mahavishnu Orchestra, любители отечественного джаза обязательно вспомнят Давида Голощёкина. Почётное место в этом ряду занимал и Didier Lockwood. 18 февраля его не стало. Ему было всего 62…
Первое знакомство
Моё первое знакомство с творчеством Didier Lockwood было заочным — в студенческие годы я переводил статьи из рок-энциклопедии и узнал, что в составе французской прог-роковой группы Magma есть такой музыкант. Magma — в высшей степени интересный коллектив, который дал путёвку в жизнь десяткам талантливых музыкантов. Не останавливаясь особенно на его творчестве, отмечу, что основатель группы, барабанщик с классическим музыкальным образованием Christian Vander выдумал целый мир — планету Kobaya, а также кобайский язык, на котором и исполнялись практически все песни группы. Когда Didier Lockwood приняли в группу, ему было всего 17 лет.
Композиция Om Zanka с альбома группы Magma «Inédits» (1977). Партия скрипки — Didier Lockwood
Впервые же я услышал скрипку Didier Lockwood уже после окончания института, года мой старший товарищ Василий Павлович Юферев, который когда-то ввёл меня в мир джаза, дал послушать одну из ранних его программ.
Детство. Юность
Didier Lockwood родился в 1956 году в городе Кале, в семье, принадлежащей миру искусства. Его отец преподавал скрипку, мать была художницей-любителем, а старший брат — джазовым пианистом. Именно отец и дал очень юному Дидье первые уроки игры на скрипке.
В возрасте 6 лет он поступил в консерваторию города Кале, где прошёл хорошую классическую школу: его учили по методу Карла Флеша (умоляю, не спрашивайте мня что это за метод и кто такой Карл Флеш; если знаете — расскажите!). Именно благодаря этой школе он освоил техники игры, которые помогли ему в его джазовой карьере.
Находясь под впечатлением джазовой музыки вообще и творчеством Jean-Luc Ponty в частности, он предпринял попытку поступить в Парижскую консерваторию. Вместо этого он попал в состав группы Magma. Didier Lockwood прекрасно вписался во французскую джазовую среду, совершенствуя свою технику и немало экспериментируя с саундом своей электроскрипки. За семидесятые он переиграл со многими известными музыкантами, включая таких легенд, как Gordon Beck, Martial Solal, Michel Petrucciani и даже с самим Stephane Grappelli!
Didier Lockwood и Michel Petrucciani. Someday my Prince Will Come
Первые записи
Первый диск под своим именем «Thank You Friends» Didier Lockwood записал в 1978 году. Правда, на обложке этого диска было ещё одно имя — это французский пианист и композитор François Cahen. Первой же по-настоящему сольной программой стал диск, который он записал в следующем году со своей группой New World и который носил то же название.
Didier Lockwood & New World — The Last Blade of Glass
Зрелое творчество
К началу 80-х Didier Lockwood пришёл зрелым музыкантом со сложившимся стилем и серьёзным инструментарием. Из записей того времени мне больше всего нравятся:
- Fusion, сделанная в 1981 году в составе Didier Lockwood, Jannick Top, Christian Vander, Benoît Widemann,
- Trio (1983, Philip Catherine, Christian Escoude, Didier Lockwood)
- Rhythm & BLU (1986, John Blake, Didier Lockwood, Michael Urbaniak)
Дидье много записывается, много выступает с самыми разными музыкантами. Начиная с конца 80-х он пишет и музыку для кино и мультфильмов: после него осталось 10 саундтреков, в том числе и к популярному мультику «Дети дождя».
В 1996 году он сочинил и исполнил концерт для электроакустической скрипки для выступления с National de Lille Orchestra, а также другие произведения для оркестра, в том числе фортепианный концерт. Он также занялся написанием музыки на грани джаза и классики для проекта Jazz and the Diva с его тогдашней женой Кэролайн Касадеус. А незадолго до смерти записал альбом со своей последней женой сопрано Патрицией Петибон.
В 2000 году он основал музыкальный центр Дидье Локвуда, учебную академию, специализирующуюся на джазе и импровизированной музыке, которая получила национальную аккредитацию. В 2005 году студентом академии стал Максим Венгеров, русский виртуоз. Он считал Локвуда лучшим учителем, который ввёл его в тайны импровизации, называя его «легендой нашего времени».
В течение своей карьеры он получил множество наград, в том числе «Victoires de la Musique», «Golden Django», «Grand Prix of Sacem», премию Джанго Рейнхардта. Didier Lockwood стал офицером Ордена Почётного Легиона и Ордена искусств и искусств.
В 2014 году он посещал Минск, но в то время я не ходил на концерты. Очень жаль. Теперь услышать его в живую больше не придётся никогда. Покойся с миром, мастер…
Одна из моих любимых вещей Didier Lockwood — «Памяти Стефана Граппелли»…
А вот совсем другой Didier Lockwood, в паре с замечательным гитаристом Mark Stern, ударником Dave Weckl и басистом Tom Kennedy…
В подготовке материала были использованы материалы из Википедии и сайта discogs.com, а также статья из журнала «The Strad».
Потрясающая скрипка, такая пронзительная! Для меня Didier Lockwood — открытие. Спасибо!