Эх, давно не брал я в руки шашек… Как-то не писалось. А, как говорил Михаил Жванецкий, писа́ть, так же как и пи́сать, нужно лишь тогда, когда уже совсем не можешь. Две недели назад я рассказал, что в игровом пространстве Quvalda будет выступать Михаил Филипеня сотоварищи. Не написать о его концерте To the Touch, который состоялся 22 марта в рамках проекта BlackWhiteJazz, я больше не могу.
Вообще-то, если начинать сначала, то нужно написать о самом пространстве Quvalda, но, поскольку я всё-таки пишу о концерте, то о Кувалде расскажу в конце. Что же касается концерта… Это тот самый редкий случай, когда музыка меня подхватила буквально с первых тактов и не отпускала до самого конца. Полтора часа на одном дыхании! И я был не одинок: музыка наполнила души, тела и сердца всех присутствующих.
1. Она постоянно повторяла
Музыка захватила меня до задержки дыхания, до светлых слёз. Настроение можно сравнить с тем, которое было у меня, когда я впервые услышал Mediterranian Sundance из легендарного альбома Friday Night in San-Francisco… Ритм секция (Алесь Соболь — перкуссия и кахон, Людмила Круковская — контрабас) постоянно вели диалог с клавишными и гитарой. Это совершенно немыслимо, но было ощущение, что они вели не только ритмическую, но и мелодическую линии…
Михаил Филипеня (гитара), Людмила Круковская (бас-гитара), Алесь Соболь (кахон, перкуссия), Владимир Михнович (фортепиано) / зал Витебской областной филармонии. «Она постоянно повторяла» (фрагмент)
Уж и не знаю, кто, кому и что повторял, но так бы слушал и слушал…
2. С твоим появлением
Вторая вещь была более лирическая, бас чётче, больше клавиш. Особо хочу подчеркнуть ощущение необыкновенной лёгкости и прозрачности саунда. Каждый звук, каждая нота на своём месте. Назвать выступление виртуозным — не сказать ничего. Но при этом — никакой нарочитой, показушной виртуозности, никакой гипертехничности, никакого сверхскоростного перебора струн, которым часто грешат даже известные гитаристы, исполняющие фламенко или латино. техника не демонстрировалась — она использовалась! И как! Всё продуманно, грамотно и неизбыточно.
Михаил Филипеня (гитара), Людмила Круковская (бас-гитара), Алесь Соболь (кахон, перкуссия), Владимир Михнович (фортепиано) / зал Витебской областной филармонии. «С твоим появлением» (фрагмент)
3. Без названия (Не смотри мне вслед)
Ещё лиричнее. Музыка для двоих. Вполне могла проканать как медляк на какой-нибудь продвинутой дискотеке. И так же не хочется, чтобы танец заканчивался… И если в начале были некоторые сомнения, к кому настроение ближе — Al DiMeola или Pat Metheny, то тут с полной очевидностью стало ясно: конечно DiMeola, времён Soarin Through a Dream, Kiss My Axe и Heart of the Immigrants… Кстати, начинаю привыкать к Людмиле Круковской с контрабасом… Отвлёкся единственный раз, когда позволил себе понаблюдать за мимикой Владимира Михновича. Он был абсолютно счастлив… (возгласы из зала: «супер! Вкусно!»).
Вообще-то это композиция безымянная: Михаил Филипеня предложил присутствующим выбрать ей название. «Не смотри мне вслед» мне показалась вполне подходящим.
4. Вальс ос = Валь, SOS!!!
Достаточно часто бывает, когда жанр произведения заявляется один, а реально слышим совсем не то. Но тут был действительно вальс. По настроению — то ли вальс Eleni Karaindrou To Vals Tou Gamou из кинофильма Тео Ангелопулоса «Пчеловод»,
Eleni Karaindrou. Vals Tou Gamou
то ли вальс из фильма «Берегись автомобиля»: не нарядный, не бальный, не торжественный, а лёгкий и с юморком. Я бы даже сказал, игривый. Во время такого танца не грех партнёршу то ли прижать покрепче, то ли даже ущипнуть за… 🙂
В какой-то момент клавиши зазвучали вполне по-хаммондовски. Прикольно…
Пожалуй, этот вальс вполне подошёл бы к какому-нибудь спектаклю, водевилю или фильму из жизни маленького человека конца XIX века…
5. Румба
Поймал себя на том что руки совершенно непроизвольно отбивают ритм. Более того, затосковал из-за остутствия в них кастаньет. Ну, на худой конец, маракасов…
Соло на щётках и тумбочке — реально круто! Шучу, конечно не на тумбочке: этот музыкальный инструмент называется кахон. Но на тумбочку похож необыкновенно!
И снова плыву по волнам моей памяти, ныряя в те времена, когда я только открывал для себя ДиМеолу…
6. To the Touch (На ощупь)
Испанская мистика (но без инквизиции!). Мавританская архитектура. Бокал амонтильядо с лёгкой горечью. Черноволосые смуглые красавицы с обжигающим взглядом, открытыми плечами и плавными движениями…
Михаил Филипеня (гитара), Людмила Круковская (бас-гитара), Алесь Соболь (кахон, перкуссия), Владимир Михнович (фортепиано) / зал Витебской областной филармонии. «To the touch (На ощупь)» (фрагмент)
Поскольку «на ощупь», то свет погасили окончательно. И тут из соседней комнаты в зал забежали дети. У них в руках было что-то вроде светящихся йо-йо. Их розвого и голубого мягкого света было слишком мало, чтобы разогнать тьму, но вполне достаточно, чтобы усилить настроение.
Ритм почти шаманский, завораживающий, вводящий в транс. Иногда казалось, что в руках у Алеся не щётки, а часы — они тикали как старинные ходики. А потом часы остановились…
7. Всегда что-то есть
Когда объявили название, в памяти всплыло бессмертное «но у нас собой было»… А ещё вспомнились названия космических кораблей Культуры из цикла романов Йэна Бэнкса.
Здесь Владимир взял в руки саксофон и понеслось…
Впервые пожалел, что не взял с собой фотоаппарат — снимки с мобильника получаются чудовищно кривые. А может не мобильник виноват, а ручки?
Музыка закончилась, а звуки колыхались ещё долго.
8.
Музыка тревожная и пронзительная. Саксофон соло, остальные словно чеканят строевой шаг: грозный и неостановимый. Словно идут в штыковую атаку. Последнюю!
Вполне гилморовский гитарный запил. Бывают сигнальные трубы, бывают боевые волынки. А тут атакующая гитара. Кт там призывал к штыку приравнять перо? Здесь гитара и командовала, и вела огонь!!!
Тут уж никакой не Al Di Meola — мрак от Eivind Aarset и Knut Bjørnar Asphol! Синхронное звучание контрабаса и нижнего регистра клавишных — мороз по коже!
9. Самба без названия (Прогулка по Укаяли)
Ровная, аккуратная, техничная. Я бы сказал, что более джазовая, чем босса-новистая. Впервые за концерт решил отвлечься от музыки и рассмотреть публику — люди поглощены музыкой и ритмом. Микродвижения наблюдаются у всех: кто-то отбивает ритм руками, а кто-то притоптывает, кто-то чуть раскачивается, а кто-то кивает головой. А были люди, у которых пело и танцевало всё тело! Светлые лица с выражением счастья и безмятежности. Такое в нашей стране увидишь ой как нечасто!
10.
И снова DiMeola в Сан-Франциско. Легко, светло, технично…
11. Долгожданная посылка
Перкуссионист Алесь Соболь — настоящий волшебник. Слушая его, я вспомнил слова из песни Булата Окуджавы: «Как умеют эти руки эти звуки извлекать? Из какой-то деревяшки…»
Сколько слушал, столько размышлял: а что оно там, в посылке-то? Пришёл к выводу, что в ней был кофе. Яванский — крепкий, терпкий, яркий и насыщенный. А ещё сигары. Доминиканские. Потому что эту композицию хочется слушать, потягивая именно такой обжигающий, чёрный и густой, как смола, кофе, изрядно сдобренный кардамоном, корицей, мускатным орехом и кайенским перцем. Изредка вдыхая дым сигары и выпуская его кольцами. Сначала мелькнула мысль о коньяке, но я сразу её с негодованием отмёл: такой музыки, кофе и сигары вполне достаточно, чтобы на несколько минут выпасть из реальности и погрузиться в кайф…
12. №3 на бис
Разве могут уважающие себя музыканты уйти не сыграв на бис, тем более, когда зал устроил овацию? Нет, конечно! По многочисленным просьбам трудящихся сыграли третью композицию. Ту самую, безымянную. Которая «Не смотри мне вслед». И снова захотелось танцевать. Да не с кем…
Что такое Quvalda
И, наконец, пару слов о том месте, где проходил концерт. Верный себе, я пришёл задолго до начала, поменял свои денюжки на билет и местную валюту, которую немедленно потратил на три смачных бутерброда и рюмочку домашней красносмородиновой настоечки. Ай хороша! Обслуживал нас молодой человек с волосами и бородой, заплетёнными в косички и одетый в майку, халат и трусы. На недоуменные вопросы, что это за форма, бармен невозмутимо ответил, что он здесь как дома, и пригласил располагаться поудобнее.
Что же касается самого пространства, так вот оно:
И это ещё не всё: есть кальянная, релаксационная и комната для настольных игр. Полностью подтвердились слова Людмилы Круковской: «Я своих мальчиков видела только когда они забегали в зал за бутербродами»… Я это к чему:
- На концерты в Кувалду можно и нужно приходить с детьми. Я видел народец в возрасте от 2,5 до 14 лет. Всем нашлось дело.
- В Кувалду можно ходить и просто-так, без всяких концертов. Хорошей компанией — посидеть, оттянуться и поиграть…
Ну вот, кажется всё… Хотя нет. Не всё. Музыканты, у которых такая мощная положительная энергетика, которые не устают ею делиться, проживут долго. Я это почувствовал. Михаил Филипеня, Людмила Круковская, Алесь Соболь, Владимир Михнович — спасибо вам!!! Очень хочется услышать вас ещё и ещё!
P.S. 5 апреля в Кувалде будет выступать трио Виктора Геравкера. И угадайте, кого там можно будет встретить?