Роман «Овод» Этель Войнич помните? Нет смысла напоминать? Он прошел как знаковый в советские времена. Я помню три издания, два фильма и бесчисленные театральные постановки. Меня некоторое время интересовало, получила ли Войнич хоть что-нибудь от этих изданий: ведь она жила долго, умерла где-то в 60-х, а роман-то 1897 года! Но по-своему ей повезло! Если бы его поставили в России сегодня, то там Джемма голая бегала бы за Риваресом, а половой акт между Монтанелли и матерью Артура давали бы в натуре…
Интересно, однако, то, что вот эта самая пошлость, которой Овод счастливо избежал в России, она-то как раз и осталась единственной в упоминании об этом романе в английской Википедии.
Как видно из данного текста, имеет место потрясающая версия, что-де Этель Войнич вдохновил на роман Сидней Рейли, еврей из Одессы, ставший агентом британской разведки, впоследствии убитый в СССР. Ну да. Да еще и антагонист-протагонист… во дают! Есть даже намек на Христа. В описании нет ничего о церкви как таковой — Бога можно пинать ногами сколько угодно, но вот церковь нельзя трогать даже сейчас… Да, кстати, в описании Джемма — любовница Артура, в то время как в книге это ведь не так… там нет ничего о совокуплении.
Сентиментальный роман, от Ричардсона до современных — всегда один. В нем всегда есть женщина, всегда – роковые страсти, и всегда — конфликт, не имеющий отношения к действительности, то есть, гротеск. И роман должен быть коротким как замыкание: читатель просто не выдержит длинного повтора. Да и рассчитан он на подростков — самый бездарный возраст.
Ну и в самом деле, если отвлечься от пафоса, роман предстает гротеском. Ну хорошо, восторженный юноша узнает, что его мать имела связь со священником и он — сын своего духовного отца. Ну и что? Да католическая церковь вообще содержала проституток официально, и папы имели детей и любовниц. Ну даже если он такого не знал, самое время было поинтересоваться: ведь он еще и революционер был. И если бы поинтересовался, не стал бы на исповеди все излагать, тем более, что уже тогда о сотрудничестве церкви и полиции революционерам было известно. Ну хорошо. он исчез.
Овод снова появляется — взрослым и сильным человеком, пережившим немало… И он занимается важным делом. И вдруг он ну прямо заелся на кардинале. И статьи пишет о нем с обеих сторон, нападая и защищая, и прикидывается паломником, лишь бы поиздеваться… Все это в духе сентиментального романа, от любви к отцу… Затем кульминация: в тюрьме Овод и Монтанелли узнают друг друга, и Монтанелли предлагает ему помощь. В полном соответствии с жанром, Овод гордо отказывает и требует, чтобы отец отрекся от Бога. Интересно, что отец условий не ставит — их ставит сыночек: не слишком ли велика цена за …создание этого сыночка? Если он любит отца — так прими помощь, и концы. Если нет — так оставь человека в покое. Но нет… Овод вроде как хочет отторгнуть его душу от Бога. Да и Монтанелли хорош: да плюнь ты, потом разберешься с идиотом, вытащи его пока если можешь. Вон пушкинский Савельич в свое время так Гриневу советовал. Но Пушкин есть Пушкин.
Роман, конечно имеет антиклерикальную направленность, но уж точно не антирелигиозен. Он несерьезен. Но звучит. Вот «93й Год» Гюго — та же коллизия разрешается правильно: освобожденный Говэном Лантенак уходит на свободу, а командир Говэн гибнет на гильотине от своих. Но непопулярен в России, не прошел. А почему? Да потому, что суровая правда жизни непривлекательна… сентиментальность имеет свою силу. Подростки — народ неустойчивый.
Так к чему я все это? Да к тому, что в России сентиментальный роман был практически неизвестен, после революции вообще пропал, и Овод, единственный его представитель, прошел под личиной революционного произведения, как там Барбюс или Брехт. Скучали дети Союза по сентиментальной любви.
— Дорогая Джим…
Это дорогого стоит. Не будем судить строго. Ну уж конечно Сидней Рейли тут не при делах.
Но вот что интересно, роман этот — явный киносцкнарий, причём немого кино. Так и видишь картинку за картинкой с музыкой и текстом. И Мандельштам был прав:
Кинематограф (Осип Мандельштам)
************
Кинематограф. Три скамейки.
Сентиментальная горячка.
Аристократка и богачка
В сетях соперницы-злодейки.
Не удержать любви полета:
Она ни в чем не виновата!
Самоотверженно, как брата,
Любила лейтенанта флота.
А он скитается в пустыне,
Седого графа сын побочный.
Так начинается лубочный
Роман красавицы-графини.
И в исступленье, как гитана,
Она заламывает руки.
Разлука. Бешеные звуки
Затравленного фортепьяно.
B груди доверчивой и слабой
Еще достаточно отваги
Похитить важные бумаги
Для неприятельского штаба.
И по каштановой аллее
Чудовищный мотор несется.
Стрекочет лента, сердце бьется
Тревожнее и веселее.
В дорожном платье, с саквояжем,
В автомобиле и в вагоне,
Она боится лишь погони,
Сухим измучена миражем.
Какая горькая нелепость:
Цель не оправдывает средства!
Ему — отцовское наследство,
А ей — пожизненная крепость!
(с) Марк Лабинов, 2018
Прошу высказать своё мнение о книге, фильме и собственно герое.
Примечания редактора:
- Если есть смысл перевести упомянутую статью из английской википедии — отпишитесь. Переведу и размещу перевод в комментах.
- Здесь выложено издание 1997 года с иллюстрациями. Скачиваем и читаем.
- Впервые книга Этель Лилиан Войнич «Овод» была экранизирована в СССР в 1928 году режиссёром Котэ Марджанишвили. К сожалению, видео в открытом доступа не нашёл, даже на всеобъемлющем рутрекере. О фильме на Кинопоиске.
-
Смотреть фильм «Овод» (Александр Файнциммер, 1955)
В главных ролях — Олег Стриженов, Марина Стриженова, Николай Симонов, Владимир Этуш, Антоний Ходурский, Вадим Медведев, Григорий Шпигель, Рубен Симонов, Павел Усовниченко, Елена Юнгер. Музыка Дмитрия Шостаковича. Подробнее о фильме на Кинопоиске.
4. Смотреть фильм «Овод» (три серии, Николай Мащенко, 1980):
В главных ролях — Андрей Харитонов, Сергей Бондарчук, Анастасия Вертинская, Ада Роговцева, Константин Степанков, К. Цанев, Стефан Добрев, Гиви Тохадзе, Картлос Марадишвили, Александр Заднепровский. Подробнее о фильме на Кинопоиске:
5. Кроме хорошо известных фильмов 1955 и 1980 года, в 2003 году был снят ещё и китайско-украинский сериал с Александром Никитиным в главной роли. Из этого сериала удалось найти только один трейлер:
Впрочем, сериал был предназначен только для китайской аудитории, так что его не показывали даже по украинскому телевидению. Подробнее о сериале.
настоящий прототип Овода— великий итальянский поэт, революционер и герой — Уго Фосколо. И была Джемма- Метильда Висконтини, даже … обнаженный вариант.. Фосколо- бунтарь и атеист- похоронен во Флоренции в Санта- Кроче как герой Италии- там он стоит во весь рост- настоящий демон красоты и силы.