Середина декабря. Хочется зимы: настоящей, с сугробами, морозами и вьюгами, пронзительно-голубым небом днём и ярко-звёздным ночью, скрипом снега под ногами и ледком, по которому ещё тянет прокатиться… Но пока на дворе погода что-то среднее между «просто грязь» и «грязь замёрзла», воздух сырой и промозглый… Вот я и решил «позвать» настоящую зиму, разместив у себя работы замечательного норвежского акварелиста Torgeir Schjölberg (Торгейр Шёльберг).
***
Акварели Торгейра Шёльберга впервые попались мне на глаза более пяти лет назад – в январе 2013 года. И я сразу влюбился в суровую холодную красоту его пейзажей. Я и раньше был весьма неравнодушен к Норвегии и её культуре, особенно к современной норвежской креативной музыке. Вот и работы Торгейра Шёльберга сразу начали ассоциироваться у меня с маленькими фортепианными шедеврами норвежского пианиста Кетила Бьёрнстада (Ketil Bjørnstad) – чуть отстранёнными, прохладными, импрессионистичными. Если честно, захотелось даже каждой работе Торгейра поставить в соответствие одну из мелодий, да уж больно много времени для этого нужно. Так что ограничимся просто картинами.
Художник родился в 1945 году в одном из самых штормовых городов Норвегии — Будё, в семье, давно занимающейся торговлей рыбой. С юношеских лет он понял, что торговля рыбой — это вовсе не то, чем он хотел бы заниматься в жизни, поэтому в 1967 году он поступил в Национальный колледж искусства и дизайна в Осло, на отделение графики. И спустя несколько лет, произвёл настоящую сенсацию на выставке в родном городе. Все выставленные им картины были распроданы. Правда, перед этим он успел окончить Норвежскую школу ремёсел и промышленных наук в Осло. Наверное, так, на всякий случай 🙂
Будё
Не могу не сказать несколько слов о родине мастера. Небольшой (36 тысяч жителей) городок Будё (с ударением на первом слоге) расположен в одном из самых северных и наиболее удалённых от густонаселённой Европы уголков Норвегии – фюльке Нурланне. Из-за своей удалённости это одно из самых экологически чистых мест Европы. А из-за того, что что город расположен на «самом краю света», в нём почти круглый год дуют штормовые ветры. Именно суровая красота города и соседних островов архипелага Лофотен и стали источником вдохновения художника.
Ещё один штрих, который, как мне кажется, не мог не повлиять на становления Торгейра как личности. В конце 1940 года городок был варварски разрушен нацистскими бомбардировщиками: из 6 000 его жителей более трёх с половиной тысяч остались без крова. Ситуация была настолько катастрофичной, что помощь оказала соседняя Швеция, помогла построить более 100 квартир. Восстановительные работы в городе закончились только в 1959 году, когда была построена новая ратуша.
После вступления Норвегии в 1949 году в НАТО, возле Бедё появилась крупная авиабаза. Именно она должна была стать конечным пунктом назначения сбитого над СССР в 1960 году американского пилота самолёта-разведчика У-2 Пауэрса. Теперь возле этой базы расположен шикарный музей норвежской авиации. Ну, и коль зашла речь о музеях, не могу не упомянуть о ещё об одном музее Будё. Это краеведческий музей Сальтен, в котором имеются интереснейшие экспозиции, посвящённые быту рыбаков и саамов. Но довольно о городе.
***
В этих местах в первой половине года солнце нечасто появляется среди туч. И нурланнские пейзажи не могут похвастаться яркостью и сочностью красок. Это довольно суровое место, жизнь в котором течёт спокойно и размеренно. Акварели Шельберга очень точно передают его настроение. Некоторые критики называют творчество Шёльберга меланхоличным. Пожалуй, не соглашусь. На мой взгляд, оно, скорее, медитативно. На его работах часто можно увидеть одиноко стоящие дома, занесённые снегом чуть ли не по самую крышу. Представляете, каково там, внутри? Когда с улицы слышен не гул автомобилей и шум толпы, а только дикое завывание ветра? Лучшего места для отдыха душой и телом, чтения и размышлений придумать сложно. Камин или печка, свечи, собака у ног, кот на коленях. Изредка стаканчик виски… Ладно, размечтался! О том, как хорошо и уютно внутри этих домов говорят их окна, излучающие мягкий тёпло-жёлтый свет…
Торгейр Шёльберг как-то сказал, что он выбрал акварель, потому что именно она в наиболее полной мере соответствует его внутреннему самоощущению. Именно акварель позволяет ему перенести на бумагу свои мысли, чувства и эмоции. Это то, что он хотел оставить потомкам. И оставил: художник умер довольно молодым по нашим меркам: ему было только 68 лет… Увы, рак сделал своё дело. Но сам художник считал, что акварель помогала ему бороться с болезнью и восстановиться после операции.
***
Как это часто бывает, тяжёлая болезнь заставила посмотреть на многие вещи по-другому. Шёлльберг стал намного больше работать. Он любил проводить творческие мастер-классы в своём родном городе, обучая искусству рисования и работе с акварелью способных учеников – как детей, так и взрослых. Его педагогическая деятельность продолжалась почти 37 лет. До самых последних дней он участвовал в различных норвежских выставках, одновременно занимаясь иллюстрацией книг и выпуском обучающих компакт-дисков. Его последняя выставка прошла в декабре 2012 года в Galleri Låven в Будё.
Работы Торгейра Шёльберга украшают муниципалитеты многих норвежских городов и офисы крупных норвежских компаний. Он украсил Листахаллен в Фарсунде, Вансе Спаребанк и Люнгдал Спаербанк.
В заключение не смог удержаться и разместил ссылку на ролик на музыку Arne Eggen «Bjorgulv the Fiddler», в котором представлены 20 работ норвежских художников: Frits Thaulow, Harald Sohlberg, Theodor Kittelsen, Adolph Tidemand, Axel Ender, Edvard Munch, Gustav Wentzel, Lars Jorde, Nikolai Astrup, Nils Severin Lynge Hansteen, Johan Christian Dahl, Thorolf Holmboe, Torgeir Schjølberg.
(с) Александр Зеневич, 2018
P.S.
Что скажете? А какие творчество каких акварелистов нравятся вам? Поделитесь впечатлениями, пожалуйста!
И если вам понравился материал — поделитесь ссылкой на него в соцсетях. Вам не сложно, а мне приятно 🙂
P.P.S.
Если вам нравится акварель, можете прочитать материал о другом скандинавском акварелисте: Björn Bernström — Мастер нестандартной акварели.