Начало
Давно я мечтал подготовить цикл материалов, посвящённых искусству оформления обложек для виниловых дисков. Оно в чём-то сродни искусству рекламного плаката: с одной стороны, конверт диска должен привлекать внимание покупателя, не вызывая при этом у него отторжения. С другой стороны, меломан со стажем может по изображению на конверте пластинки с достаточно высокой точностью определить представленный на ней музыкальный жанр. То есть для каждого жанра сложились определённые традиции оформления дисков.
Достаточно большой размер конверта (примерно 30 на 30 сантиметров) предоставлял дизайнеру достаточно пространства, чтобы выразить сколь угодно сложный замысел. Ну а если этого пространства не хватало, то в запасе было ещё такое явление, как постер, который часто вкладывали внутрь конверта грампластинки (диска, как мы называли его в дни своей юности). Постер мог быть размером два, четыре или даже шесть обложек – а это, ни много, ни мало, 60 на 120 см!
К сожалению, появление миниатюрного компакт-диска негативно повлияло на это искусство. Маленький размер коробки существенно ограничил возможности дизайнеров, да и постеры нужно было складывать очень много раз, что также ограничивало их размеры. Впрочем, некоторую надежду даёт тот факт, что виниловые пластинки начали возрождаться. Многие компании не только переиздают на виниле записи старых годов, но и выпускают новые. Но прежде чем я приступлю к рассказу о Роджере Дине, сначала
Немного истории
Вообще-то, первое время грампластинки продавались вообще без всякой упаковки. Дело в том, что о качестве записей говорить особенно не приходилось. Просто частотный диапазон первых записей составлял примерно 150 – 4 000 герц, так что о порче дисков можно было не думать. Тем более звукосниматели весом около 100 грамм и стальные иглы на них очень быстро приводили пластинки в практически неслушабельное состояние. Поэтому большинство дошедших до нашего времени ранних записей находятся в ужасном состоянии. Бумажные конверты у них появились только начиная с 1910 года. Причём изготавливались они не производителями пластинок, а магазинами, где пластинки продавались. На конверты наносился штамп магазина, а также реклама сопутствующих товаров. Например, иголок для патефонов. Разумеется, ни о какой связи с исполнителем речь не шла: конверты делались универсальными, чтобы в него можно было поместить и пластинку с оперной арией, и с лёгкой музыкой.
В 20-е годы появились т.н. «альбомы». На самом деле это были, в лучшем случае, коробки, в которые вкладывались несколько пластинок с записью одного крупноформатного произведения – симфонии, оперы, оратории, балета и т.д. Ведь из-за высокой скорости вращения – 78 оборотов в минуту – на одну сторону могло поместиться не более 5-6 минут звучания (а у самых старых и вовсе 2-3 минуты). Так что для воспроизведения, скажем, 30-минутной 40-й симфонии соль-минор Моцарта нужно было, минимум, 3 пластинки. С, скажем, «Нюрнбергскими мейстерзингерами» Вагнера продолжительностью более 5 часов, всё ещё сложнее. Чтобы их послушать понадобилось бы 32 пластинки! Про тибетские оперы, которые могут продолжаться несколько дней я уже и не говорю… Отвлёкся. Просто название «альбом» идёт к нам из тех самых далёких времён…
***
Иллюстрированные конверты для грампластинок появились только в 30-е годы благодаря массовому выпуску записей музыки к мюзиклам и кинофильмам. Такие конверты украшали кадры из кинофильмов или фотографии героев мюзиклов. Иногда в их основу ложились изображения с афиш.
Искусство оформления конвертов начало складываться в 50-е годы, когда пластинки с записями джазовых концертов стали украшать художественными фотографиями. Именно тогда содержание конверта стало ставиться в соответствие музыкальному содержанию пластинки.
И лишь к середине 60-х можно было с уверенностью утверждать, что album cover art превратилось в самостоятельный жанр искусства.
Roger Dean. Детство и юность
Уильям Роджер Дин, получивший известность как Roger Dean, родился 31 августа 1944 года в старинном, ничем особо не примечательном английском городке Эшфорде, графство Кент. Его мать до замужества изучала конструирование одежды в Кентерберийском колледже искусств, отец был инженером британской армии. Семья по тем временам была вполне обычной, кроме Роджера в семье было ещё трое детей – брат Мартин и сёстры Пенни и Филиппа. Как и положено семье военного, семейство Динов постоянно переезжало с места на место. Большую часть своего детства Роджер провёл в Греции и на Кипре, а с 12 до 15 лет – в Гонконге. Именно китайское традиционное искусство и фэн-шуй во многом повлияли на его восприятие мира. Позднее Roger Dean отметил, что его «путь через пейзажи» оказали на него огромное впечатление и стали источником вдохновения.
В 1959 году семья Динов вернулась на родину, и своё среднее образование Роджер завершил в эшфордской школе, после окончания которой в 1961 году поступил в Кентерберийский колледж искусств. Тогда он решил изучать серебряное дело и дизайн мебели. Получалось у него хорошо – юный Роджер Дин получил Национальный Диплом в области дизайна. Тем не менее, из-за проблем с физикой и математикой, его отчислили с курса рисования (как оно вам? ничего не напоминает?), и Роджер перешёл на промышленный дизайн. Но и там долго не удержался – слишком ему не понравился подход к проектированию и преподаванию этого предмета. Он неоднократно спрашивал у преподавателей, почему люди должны жить в коробках, ему исправно отвечали, что «форма вытекает из функции». Этот ответ Роджера устроить не мог.
Обучение в Королевском колледже искусств
Когда обучение в Колледже подходило к концу, Roger Dean должен был выбрать, где применить свои силы – в архитектуре или промышленном дизайне. Один из преподавателей понимал, что ни одно из направлений не подходит для талантливого и впечатлительного юноши, и порекомендовал ему поступать в лондонский Королевский колледж искусств. Roger Dean последовал этому совету, поступив в 1965 году в Колледж на курс профессора Дэвида Пая по мебельному дизайну. Роджера очень интересовала «психология архитектуры» — он пытался понять, что людей заставляло чувствовать себя комфортно в помещениях. Результаты исследований превратились в диссертацию «О создании чувства спокойствия в отечественной архитектуре». В 1969 году Roger Dean окончил Колледж с дипломом магистра первой степени. Кроме того, за свои работы в области создания «домов, в которых на самом деле можно жить», Роджер Дин был награждён серебряной медалью.
Во время обучения в Колледже Roger Dean создал проект кресла – «морского ежа», который подстраивался под «основание» садившегося на него человека. Более того, Роджер запатентовал это решение. Именно ему мы обязаны появлению тех самых популярных кресел-мешков, которыми мы пользуемся и сегодня, и одно из которых стоит (лежит?) в моём доме, и которое так любит моя кошка 🙂 Это кресло стало одним из немногих студенческих проектов, которые было решено воплотить в натуре на знаменитой мебельной фабрике знаменитого дизайнера Черилл Шеер (Cherrill Scheer). Оно и поныне остаётся одним из её любимых работ. Кресло вошло в постоянную экспозицию в музее Виктории и Альберта.
***
Примерно в это время в руки Roger Dean попал легендарный альбом «Aoxomoxoa» (1969) культовой группы того времени Grateful Dead (о путешествиях с которой так здорово написал Кен Кизи — автор «Полёта над гнездом кукушки»). По собственным словам, Roger Dean пережил настоящий культурный шок. Он купил эту пластинку, хотя у него тогда ещё даже не было проигрывателя. Совершенно очевидно, что стилистика оформления этого диска существенно повлияла на становление Роджера Дина как дизайнера конвертов пластинок.
Roger Dean. Первый конверт. The Gun ©1968 Gun
Когда Роджер учился на третьем курсе Королевского колледжа искусств, ему предложили разработать проект современной ландшафтной зоны с сидячими местами на втором ярусе дискотеки известного джаз-клуба Ронни Скотта (Ronnie Scott’s Jazz Club) в лондонском Сохо. В процессе работы над проектом Ронни Скотт увидел в альбоме Роджера эскизы в в «демоническом» стиле. Эскизы ему понравились, и он предложил Roger Dean переработать в этом стиле эскизы обложки к первому альбому рок-группы The Gun.
Работа Ронни понравилась, и Роджер получил за неё 5 000 фунтов стерлингов. Это достаточно серьёзная по тем временам сумма: за неё можно было купить пять автомобилей среднего класса Austin Morris 1100! И тогда Роджер понял, что создание конвертов для грампластинок для него намного интереснее, чем работать над архитектурными проектами. И не только с финансовой точки зрения, но и с точки зрения широты охвата аудитории. Кроме того, на решение повлиял и тот факт, что 27 издательств отказались издать его книгу по архитектуре!
Роджер стал коллекционировать диски с теми обложками, которые ему не нравились. Своё увлечение он считал чем-то вроде «упражнений в стиле». И со временем он выработал собственный, легко узнаваемый стиль.
Несколько слов о группе The Gun
Группа The Gun была создана в 1967 году бас-гитаристом Paul Gurwitz на базе своей старой группы The Knacks. В состав группы вошли его родной брат, талантливый гитарист Adrian Gurwitz, и ударник Louis Farrell. Одно время в группе пел будущий солист легендарных Yes Jon Anderson. Ребята выступали в тех же клубах, что и начинающие в ту пору Pink Floyd и T.Rex. К моменту выхода первого альбома группа, после многочисленных смен состава, остановилась на формате тяжёлого рок-трио, по образцу Cream и Jimmi Hendrix Experience. В 1968 году они подписали контракт с Ронни Скоттом, а потом и с CBS.
Сингл Race with the Devil из их первого альбома, оформленного Roger Dean, вошёл в top-10 практически всех европейских стран, а в Великобритании поднялся до почётного 4-го места. Каверы на этот хит исполняли многие команды – Black Oak Arkansas, Judas Priest, Girlschool. А вот Uriah Heep обломались – не смог их гитарист воспроизвести виртуозные пассажи Adrian Gurwitz… В заключение отмечу, что одноименный хит Gene Vincent 1956 года к работе The Gun не имеет никакого отношения 🙂
Приложения:
The Gun (c) 1968 «Race with the Devil»
Black Oak Arkansas (с) 1977 «Race With The Devil»
Judas Priest (c) 1978 «Race With The Devil»
Girlschool (c) 1980 «Race With The Devil»
Продолжение следует
Продолжение 1. Roger Dean — мастер обложек дисков. Год 1970. Начало
P.S. А какая версия песни вам понравилась больше?