Продолжаем рассказ о творчестве выдающегося дизайнера обложек для грампластинок — Роджере Дине. В этом обзоре представлены работы 1970 года.
Нужно сказать, что практически буквально с первых шагов своей карьеры Roger Dean предпочитал оформлять конверты пластинок исполнителей, работающих в жанрах прог-рок и арт-рок. Видимо, в соответствии со своими музыкальными пристрастиями. Хронология его последующих работ, представленных в этом материале, достаточно приблизительная. Просто точная датировка описываемых релизов потребовала бы существенных временных затрат, не привнося ничего принципиально нового в понимание творчества автора.
Earth & Fire © 1970 Earth & Fire
Одной из его следующих работ стал конверт для первого диска голландской прог-роковой группы Earth & Fire (не путать с американским коллективом Earth, Wind & Fire!). Причём не оригинального релиза на мейджоре Polydor, а на маленькой английской фирме звукозаписи Nepentha, которая за свою недолгую историю выпустила всего пять лонгплеев и с десяток синглов. Так что пластинка Earth & Fire, вышедшая на этом лейбле представляет собой коллекционную ценность. Отдельно отметим, что, когда в 1993 году фирма Repertoire решила переиздать этот диск, то для переиздания она выбрала не оригинальную обложку, а вариант дизайна Roger Dean. Пожалуй именно на этом конверте впервые можно увидеть те формы, которые в дальнейшем станут неотъемлемым элементом узнаваемого стиля Roger Dean.
Что же касается собственно музыки Earth & Fire, то мне они напомнили других голландцев того времени – известную своей бессмертной «Шизгарой» группу Shocking Blue. Из этого альбома в европейские чарты попала только одна песня – Seasons. В отличие от «Шизгары», на бессмертие не канает :-). В качестве примера творчества Earth & Fire я решил включить другой их хит: Memoires. Это не совсем честно, поскольку в оригинальный диск он не вошёл, а был издан несколько позже отдельным синглом, но был включён в качестве бонус-трека во все последующие переиздания этого диска. Просто он понравился мне намного больше 🙂
Earth & Fire. Memoires
Nucleus © 1970 Elastic Rock
О группе Яна Карра Nucleus я узнал достаточно давно, ещё будучи студентом. А вот послушать её удалось только в эпоху интернета, который сделал доступными целые пласты музыки исполнителей, о которых можно было прочесть только в случайно попавших в СССР номерах Melody Maker, Down Beat. Впрочем, я регулярно покупал в букинистическом магазине старые номера чехословацкого журнала Melodie, которые существенно расширили мой музыкальный кругозор.
В джаз-рок эта группа пришла из чистого джаза, когда в 1969 году распалась группа Randall-Carr Quintet. Сразу после этого Ian Carr создал новый коллектив, в который кроме него вошли английский сессионный гитарист Chris Spedding, известный к тому времени своими работами с Pete Brown & His Buttered Ornaments, Paul Jones, Dusty Springfield, Alan Price. Кстати, после выпуска диска Elastic Rock журнал Melody Maker признал его «Лучшим джазовым гитаристом»! Кроме Спеддинга в состав новой группы вошёл клавишник Carl Jenkins, который помимо своей игры на клавишах добавил в саунд группы звуки гобоя. Именно ему принадлежало большинство композиций на этом альбоме. В записи альбома принимали участие и такие музыканты, как саксофонист и флейтист Brian Smith, басист Jeff Clyne и ударник John Marshall. Сам Карр играл на трубе и флюгельгорне.
Конверт диска оформлен строго и минималистично – мы не увидим на нём ни причудливых животных, ни сказочных дворцов, ни тщательно прописанных деталей, которые стали характерными для творчества Roger Dean несколько позднее. Но в целом стоит признать, что оформление конверта соответствует содержанию записанной на нём музыки.
Nucleus. Elastic Rock
В качестве примера я выбрал титульную композицию – она даёт вполне адекватное представление о содержании этого альбома.
Dr. Strangely Strange © 1970 Heavy Petting
Если честно, то до начала работы над материалом о Роджере Дине о существовании группы Dr. Strangely Strange я даже не догадывался. Впрочем, подозреваю, что эти изыскания подарят мне немало открытий в рок-археологии J
Группа Dr. Strangely Strange исполняла фолк-музыку с некоторым налётом психоделии. Эта стилистика была весьма популярна в конце 70-х. Образованная в 1967 году поющим гитаристом Тимом Бутсом (Tim Booths) и поющим же мультиинструменталистом Айвеном Паулом (Ivan Pawle) группа прекрасно вписалась в музыкальный контекст этой бурной эпохи.
Кроме основателей, подружившихся ещё в колледже, в состав группы вошёл ещё один мультиинструменталист, Тим Голдинг (Tim Goulding), который к тому же писал неплохие картины. Он привлёк в состав группы в качестве бэк-вокалистки свою подружку Энни Орфан. Это позволило команде использовать её квартиру в качестве репетиционной базы и места для своих тусовок. Саму же квартиру переименовали в «The Orphanage» – «Приют» Жизнь группы оказалась недолгой: совместный концерт с Al Stewart 16 мая 1971 года оказался последним в их картере. Музыкальные критики отмечают существенное влияние на их саунд творчества группы Incredible String Band. Но поскольку с творчеством этой команды я пока не знаком, то и сказать по этому поводу мне нечего.
Dr. Strangely Strange «Strangely Strange But Oddly Normal»
В качестве примера их творчества взят единственный хит Dr. Strangely Strange – «Strangely Strange But Oddly Normal» с их первого диска «Kip of the Serenee».
***
Сам конверт не отличается особой оригинальностью, он, в целом, соответствует стилистике оформления психоделических фолк-рок групп того времени. Характерные приёмы, по которым будут узнавать будущего мастера, пока только угадываются.
Кстати, сам проиллюстрированный Роджером Дином диск «Heavy Petting» желают заполучить многие коллекционеры, из-за чего его цена в хорошем состоянии может достигать 600 фунтов стерлингов.
Clear Blue Sky © 1970 Clear Blue Sky
Когда я слышу слова space-rock, первая группа, которая приходит на ум, так это Pink Floyd. Если чуть напрячь извилины, всплывут ещё два имени – Gong и Hawkwind. Кстати, именно дебютный диск последних считается первой программой, записанной в этом стиле. Однако, серьёзные рок-археологи немедленно возразят, что примерно в то же время было записано ещё два альбома, которые можно смело отнести к стилистике спейс-рока. Это первый диск группы UFO, счастливо дожившей до наших дней, и дебютная программа надёжно забытой сегодня английской группы Clear Blue Sky.
Её история традиционна для Англии тех лет — трое школьных друзей Джон Симс (John Simms), Марк Шетер (Mark Sheather) и Кен Уайт (Ken White) образовали ничем не примечательный школьный бэнд Jug Blues. На них обратил внимание известный продюсер Patrick Campbell-Lyons. Он предложил группе сменить название на нечто более благозвучное и предложил им контракт с известной фирмой звукозаписи Vertigo. Так началась история Clear Blue Sky.
***
В Vertigo решили, что неча церемониться с молодняком, и включили в контракт пункт о том, что весь материал для дебютного альбома должен быть записан ЗА ОДИН ДЕНЬ!!! Ребята справились. Правда, запись получилась не без огрехов. Технически, но не музыкально! Материал оказался ярким и насыщенным: тяжёлый блюз-рок с заметными элементами прогрессива и психоделии. Именно это позволило критикам отнести эту программу к предтечам зарождавшегося тогда стиля спейс-рок.
Пластинка, записанная в 1970-м, появилась в продаже в январе 1971 года. Руку мастера на конверте можно угадать легко. Роджер Дин, пожалуй, нашёл себя. И мы сможем легко наблюдать его прогресс от конверта к конверту…
После выпуска этого альбома история группы замерла ровно на 20 лет. Второй альбом вышел только в 1991 году и включал в себя неизданные материалы 1971 года. В том же весьма сомнительном качестве. Всё, что появилось после, особого интереса не представляет. Но вот первая запись…
Clear Blue Sky. My Heaven
До хит-парадов композиции Clear Blue Sky не добрались. Для знакомства даю композиции с этого альбома «My Heaven». Клип замечательно передаёт стилистку оформления дисков всех оттенков психоделии того времени.
Часть первая: «Завораживающие конверты пластинок от Roger Dean. Первые шаги»
Продолжение следует. Следующая часть будет посвящена работам Роджера Дина 1971 года.