Посмотрел давеча фильм Дэнни Бойла «Пекло». Помните, было в советские времена такое выражение «закат Солнца вручную»? Вот, этот фильм как раз о «починке Солнца вручную».
До этого фильма сочетание режиссуры Дэнни Бойла и сценария Алекса Гарленда для меня было неким обещанием качественного кино — зрелищного и глубокого одновременно. Например, фильм «Пляж» — замечательная экранизация не менее замечательного одноименного романа. Да и у самого Дэнни Бойла были совершенно замечательные, запоминающиеся работы. Например, «Миллионер из трущоб», сильный постапокалипсис «28 дней спустя». Очень хорошо отзываются о его экранизации романа Ирвинга Уэлша «На игле (Траинспоттинг)». А фильм Алекса Гарленда «Из машины» — один из самых сильных, умных и глубоких научно-фантастических фильмов. «Пекло» же стало для меня глубоким разочарованием».
***
Наряду с такими «шедеврами», как «Армагеддон» и «День независимости», фильм «Пекло» представляет собой фантастическое нагромождение несуразностей. И эти несуразности буквально с самого начала отравляют восприятие всего фильма. Именно они не позволили по достоинству оценить это, возможно, неплохое кино.
Увы, я технарь который продолжает интересоваться космологией, астрономией, астрофизикой, да и собственно техникой, в частности, космонавтикой. Поэтому кроме красивой картинки на экране и переживаний и отношений героев я вижу ещё и то, на фоне чего разворачивается действо. А вот тут — просто килл смертельный.
Начнём с сюжета. Солнце затухает и вот-вот погаснет совсем. Чтобы его «раскочегарить», к нему посылают корабль с расщепляющимися материалами, которые наскребли по всей Земле. И тут сразу два удара по моему занудному сознанию.
О несуразностях
Во-первых, Солнце действительно начнёт затухать, но произойдёт это примерно через 4-5 миллиардов лет. Во что к этому моменту превратится человечество (если сохранится) даже я со своей фантазией представить себе не могу. В любом случае оно будет способно на нечто большее, чем то «чудо техники», которое мы видим в картине. Кроме того, зачем это чудо техники при почти тотальной необитаемости переливается огнями, как перелётная дискотека, тайна сия велика есьмь.
Во-вторых, перед тем, как потухнуть, Солнце превратится в красный гигант, чьи размеры будут сопоставимы с размерами земной орбиты. То есть к тому моменту, когда Солнце начнёт гаснуть, Земли просто не будет. Она будет поглощена Солнцем.
***
В-третьих, даже если вся Земля была бы сделана из «расщепляющихся материалов», то и это не смогло бы «раскочегарить» Солнце. Физика-с… И вообще, откуда на Земле через 5 миллиардов лет расщепляющиеся материалы — вопрос открытый. За это время все они должны были, в основном, превратиться в стабильные элементы.
Кстати, в оригинальном сценарии речь шла о тёмной материи. Поскольку пока никто не знает, что это такое и с чем её едят, это могло проканать. Но зачем-то тёмную материю заменили «расщепляющимися материалами». Правда, вроде, семь лет назад уже все материалы отправили с первой экспедицией, видимо за 7 лет подобрали оставшиеся крохи…
В четвёртых, вы видели, с какой скоростью Меркурий в фильме проходит по диску Солнца? О! При такой скорости он облетал бы его часа за два-три часа. Более того, возможно, этой скорости, возможно, было бы достаточно, чтобы Меркурий просто улетел бы в космос. Я поленился рассчитать третью космическую скорость для него. К сведению: период обращения Меркурия вокруг Солнца — 88 дней.
Резюме: не смотрите «Пекло»
Есть и в-пятых, и в шестых, и в седьмых, и в шеретнадцатых… Я просто не успевал погрузиться в отношения между героями, как очередная нелепость выбивала меня из колеи. Меня могут упрекнуть, что, типа, не это главное, и чего ты придираешься! Имею право: «Пекло» — это не комиксы Marvel, в которых вселенским злодеем может быть прославленный генерал Людендорф, а Халк может метать танки на большие расстояния. Будь этот фильм снят в стилистике комиксов — не было бы вопросов. Но ведь эта ахинея подаётся в жанре научной фантастики. Научной! А наукой тут и не пахло. Это и раздражает.
Я поставил фильму оценку 5 из десяти. Как по мне, так не спасла его и красивая картинка. И не только из-за технических несуразностей. Члены экипажа ведут себя как наши современники. А ведь дело происходит в далёком будущем! Давайте снимем, например, фильм о космической станции, у членов экипажей которой психология людей, скажем 13-века… Не знания — это дело наживное, а именно психология.
Единственное, что «зацепило» в фильме, так это то, что верующий человек взял на себя ответственность за гибель человечества, считая себя вправе интерпретировать «волю Божью» на основании собственного понимания Писания. Над этим пассажем я ещё поразмышляю.
***
ИМХО: гуманитариям «Пекло» может понравиться. А чё: картинка красивая, девочки и мальчики симпотные. Героизьм, опять-таки. Тех же, кто ещё не забыл школьный курс физики и астрономии, фильм может раздражать. Как говорится, praemonitus praemunitus, кто предупреждён, тот вооружён.
Александр Зеневич (с) 2019
P.S.
Пока писал, вспомнил замечательный рассказ Евгения и Людмилы Лукиных, который в 80-х был опубликован на последней странице одного из номеров журнала «Вокруг света»: