Леонид Афремов – моё относительно недавнее открытие. С его творчеством я познакомился ровно три года назад, в октябре 2016 года. Его работы наполнены теплом, светом и солнцем, даже если на них изображён ночной или вечерний пейзаж. Эта статья – перевод биографии Леонида Афремова с его официального сайта. В качестве иллюстраций я сознательно выбрал только его «осенние» работы.
Когда готовил этот материал, узнал две вещи. Одну приятную – Леонид Афремов оказался моим земляком: он родился в Витебске. Вторая – печальная: Леонид Афремов скончался 19 августа этого года – совсем ещё не старый мужчина, который не дожил даже до 65 лет. Но он оставил после себя столько света и тепла, что память о нём, надеюсь, будет жить ещё долго. Покойся с миром, мастер!
Что такое осень? Это осень! Певец осени Леонид Афремов
Леонид Афремов (родился 12 июля 1955 года в Витебске, Беларусь — умер 19 августа 2019 года, Плайя-дель-Кармен, Кинтана-Роо, Мексика) — российско-израильский художник-импрессионист, работающий в основном с мастихином и маслом. Он разработал свою собственную уникальную технику и стиль, который нельзя спутать с ничьим другим. Афремов известен как независимый художник, который продвигал и продавал свои работы исключительно через Интернет, не уделяя особого внимания проведению выставок и практически не работая с дилерами и галереями.
До того, как его картины появились в Интернете, Афремов долго боролся за своё признание. Он родился в Витебске, Беларусь, и жил там до 1990 года. С 1990 по 2002 год он жил в Израиле, а с 2002 по 2010 год в Бока-Ратон, Флорида. Последние годы своей жизни Афремов прожил в популярном мексиканском курортном городке Плайя-дель-Кармен, Кинтана-Роо, недалеко от Канкуна. Среди его работ, в основном, пейзажи, городские сцены, морские ландшафты, цветы и портреты. Его творчество политически нейтрально, очень колористично и радует глаз. Леонид Афремов скончался 19 августа 2019 года от остановки сердца.
Леонид Афремов. Начало
Будущий художник родился 12 июля 1955 года в Витебске в еврейской семье Беллы и Аркадия Афремовых. Его отец был дизайнером обуви и сапожником. Мать работала на металлургическом заводе в Витебске. Он родился в том же городе, что и Марк Шагал, творчество которого впоследствии оказало на Афремова огромное влияние.
Афремов вырос в традиционном еврейском окружении. Его родители, бабушка и дедушка говорили дома на идиш дома. Семья придерживалась многих еврейских традиций, не скрывая своё еврейское происхождение.
Лёня Афремов хорошо учился в школе, интересовался историей и искусством. Он посещал все возможные художественные классы, предлагаемые в школе, брал частные уроки у местных художников. Ещё в раннем возрасте родители обнаружили его способности к рисованию и всячески поддерживали его в их развитии. В 14 лет Леонид сильно простудился. Болезнь дала осложнение на почки. Позднее это привело к гипертонии, с которой он боролся до последних дней своей жизни.
***
В 1973 году Леонид Афремов с отличием окончил среднюю школу в Витебске и был принят в Витебский педагогический институт, где учился на художественно-графическом факультете. Во время учебы в институте Афремов познакомился с работами Марка Шагала, Пикассо, Дали, Модильяни и французских импрессионистов 19-го века. Именно Шагал и Модильяни оказали самое сильное влияние на его работы. Во время учебы в институте Афремов участвовал в различных школьных выставках и даже продавал некоторые картины. В 1978 году Афремов окончил Витебское пединститут по специальности «изобразительное искусство». После этого он брал частные уроки у известного местного художника Исаака Юльевича Боровского.
Леонид Афремов. Жизнь и творчество в СССР с 1976 по 1990 гг
В 1975 году Афремов познакомился со своей будущей женой Инессой Каган, на которой он женился в следующем году. В 1977 году у него родился первый сын Дмитрий. Молодая семья жила в двухкомнатной квартире вместе с родителями Инессы, бабушкой и сестрой. В 1982 году они купили собственный дом, где проживали до 1990 года. После окончания института Афремов разрабатывал дизайн пивных этикеток для Витебского пивзавода. Затем он недолгое время работал сценографом в местном театре.
В начале 1980-х годов он начал разрабатывать и писать различные агитационные плакаты, украшал тематические комнаты и стенды для праздников в колхозах и школах. Он также делал шаблонные скульптуры Ленина из гипса. Его работы достаточно высоко котировались, что обеспечивало ему фронт работ. Но эти работы носили сезонный характер, обеспечивая Леониду Афремову занятость летом и весной. В ноябре 1984 года у него родился второй сын Борис.
***
Зимами и осенью Леонид работал дома – из-за его еврейского происхождения его не пускали на выставки, не принимали в Союз художников. Его ранние работы продавались частным образом, через семью и друзей, и не были известны. Более того, большую часть своих работ в 1980-х годах он раздавал бесплатно. В то время он не учитывал своих работ, их сохранилось очень мало. В семье не осталось ни одной фотографии его работ, выполненных до 1990 года.
В 1986 году произошла чернобыльская катастрофа. Витебск находился всего в нескольких сотнях километров от Чернобыля, достаточно близко, чтобы излучение могло распространяться вместе с ветром и дождем. Экологическая ситуация в районе ухудшилась, местные сельскохозяйственные культуры и вода загрязнились радиоактивными осадками. Сильно пострадали маленькие дети, в том числе двухлетний сын Афремова. В то же время Леонид Афремов подвергался дискриминации за свое еврейское происхождение. Либеральная политика Михаила Горбачева позволила советским евреям в конце 1980-х годов эмигрировать. Сытый по горло антисемитизмом и проблемами, вызванными радиацией, Леонид решил без колебаний переехать в Израиль, как только появится такая возможность.
14 мая 1990 года семья Афремовых выехала на поезде из Минска в Варшаву, где прожила 3 дня в общежитии. Затем 17 мая 1990 года они вылетели в Израиль. Семья Афремовых была одной из первых, кто воспользовался в русско-еврейской иммиграционной волной 1990-х годов, и эмигрировали из СССР.
Леонид Афремов. Жизнь и творчество в Израиле с 1990 по 2002 год
17 мая 1990 года семья Афремовых въехала в Израиль в международном аэропорту Бен-Гурион. Им пришлось отказаться от советского гражданства. До конца своей жизни Леонид Афремов оставался гражданином Израиля. Имеет израильское гражданство и его семья. В Израиле у Афремовых была знакомая семья в Израиле, которая переселилась туда ещё в 70-е. Эта семья сняла для них квартиру в Рамат-Гане и помогла им начать в Израиле новую жизнь. Через несколько недель после переезда в Израиль Леонид Афремов устроился на работу в рекламное агентство, рисуя вывески и плакаты. После работы в рекламном агентстве он работал в магазине художественной галереи, где научился делать рамки, а также освоил работу с мастихином, что было для него внове.
Поскольку он приехал из СССР совсем недавно, местные жители не придавали ценности его работам. Галереи покупали у него его картины за 50 шекелей (15 долларов США) и перепродавали их за 500–5000 шекелей. Когда Леонид пытался спорить с галереями по поводу чрезвычайно низких цен, он всегда получал один и тот же ответ: «Вы русский иммигрант, вы новый кусок хлама, (sic) у вас нет выбора». Галереи отказывались продавать его работы за процент от их стоимости только потому, что он был русским иммигрантом. За картины, над которыми он работал по несколько дней, ему платили сущие гроши. Афремов чувствовал, что его эксплуатируют и дискриминируют галереи и израильское общество, точно тк же, как и Советское правительство. Он пытался продавать свои работы на уличных ярмарках и выставках в местных социальных клубах. Однако это было сложно из-за своеобразной «печати изгоев», лежащей на всех иммигрантов из СССР. Его жена была вынуждена устроиться на низкооплачиваемую работу на текстильной фабрике.
***
В начале 1990-х Леонид Афремов в основном работал с акварелью и акрилом. Он очень мало экспериментировал с использованием шпателя. Он рисовал то, что покупали люди, не имея возможности реализовать свои творческие замыслы. В 1993 году семья Афремовых купила квартиру в Ашдоде, потому что это был город в основном русских иммигрантов. Леонид Афремов надеялся избежать постоянных оскорблений и дискриминации, переехав в место, где в основном живут русские евреи. Однако город в городе практически не было предприятий, не было у Леонида и возможностей реализовывать там свои работы. У Афремова не осталось иного выбора, кроме как продолжать общаться с жителями Тель-Авива и его окрестностей.
В 1994 году, впав в крайнее отчаяние, его 16-летний сын Дмитрий пытался продавать картины своего отца, ходя по соседям, от двери до двери. Эта практика оказалась очень эффективной, и Афремов внезапно начал продавать много картин, которые он рисовал, и получал намного больше денег, чем от продажи через галереи. Дмитрий зарекомендовал себя как хороший коммивояжер. Он продавал картины Леонида в новых кварталах, где жили недавние русские иммигранты. В 1995 году Леонид приобрел достаточно средств, чтобы открыть собственную галерею и магазин рамок в Ашдоде. Галерея не была популярна среди местных израильтян; в основном его посещали его бывшие соотечественники-иммигранты. Галерею несколько раз взламывали и разрушали. Местные израильские газеты отказывались публиковать рекламу галереи Афремова, и он в основном размещал рекламу через русскую иммиграционную прессу и радиостанцию. Такая ситуация существенно ограничивала свободу творчества художника.
***
В конце 1990-х Леонид постоянно проводил выставки в русских общественных центрах по всему Израилю. Другие двери были перед ним закрыты, потому что он был русским иммигрантом. В это время он уже работал в основном с мастихином и маслами, он начал создавать свой собственный уникальный художественный стиль. Но ему было сложно делать то, что хотелось. Это было связано с требованиями клиентов и себестоимостью таких работ. Около 1999 года Леонид подружился с русскоязычным израильским джазовым музыкантом Леонидом Пташкой, который вдохновил Афремова нарисовать коллекцию портретов популярных джазовых музыкантов и помог ему обеспечить успешную выставку на Международном джазовом фестивале в Ашдоде. С тех пор Леонид Афремов написал портреты десятков своих любимых музыкантов.
В марте 2001 года галерея Афремова снова была полностью разрушена. Десятки картин были уничтожены, художественное оборудование украдено, а объект превратился в руины. После этого Леонид решил, что пришло время переехать в другое место, где к нему будут относиться с уважением, и в конце концов в январе 2002 года переехал в США.
Леонид Афремов. Жизнь творчество в США с 2002 по 2010 год
Леонид Афремов очень тщательно готовил свой переезд в США. В течение нескольких месяцев он не продавал никаких картин, все, что он писал, он отправлял своей сестре в Бруклин. Когда он прибыл в США в январе 2002 года, в его распоряжении было более ста картин. Он и его сын систематически переходили из одной галереи в другую в Нью-Йорке. Они нашли галереи, которым понравились его работы, и которые начали покупать его картины. Однако их интересовали только работы на иудейские темы и портреты музыкантов. Афремов снова оказался вынужденным писать только на ограниченный перечень тем.
Возможностей в Нью-Йорке у Леонида появилось намного больше, но холодный нью-йоркский климат повлиял на его здоровье. Он постоянно боролся с артритом и мышечной болью, вызванной резкими перепадами температуры. В результате в апреле 2002 года он переехал в Форт-Лодердейл, Флорида. Остальная семья присоединилась к нему несколько месяцев спустя. Во Флориде Афремов столкнулся с тем же, что и в Нью-Йорке, продавая только определенные работы на определённые темы и натюрморты, которые галереи были готовы продавать.
***
В 2004 году, после окончания средней школы, его сын Борис, благодаря своим американским друзьям, узнал об интернет-аукционе eBay. Он попробовал продать картин пару своего отца на этом аукционе и сразу получил положительный результат. Картины продавались за сотни, а иногда и тысячи долларов, причём продавалось всё, без исключения. Впервые Афремову была предоставлена возможность писать то, что он действительно хотел. С этого момента в его творчестве начался новый этап. Он начал писать то, что что ему подсказывало его вдохновения и, наконец, смог реализовать свои способности и художественное видение полностью.
Экспозиция на eBay дала ему возможность определять величину комиссионных и работать с самыми разными галереями. Однако из-за негативного опыта работы с галереями Леонид предпочел продавать свои картины напрямую коллекционерам. Благодаря интернет-экспозиции, Афремов участвовал в различных местных телевизионных шоу в США. Известные психологи и психиатры, заявили о психотерапевтическом эффекте от его работ, которое помогает больным расслабиться и успокоиться. Его живопись начала использоваться в арт-терапии. Картины Афремова были опубликованы не только в художественных журналах, но и в различных медицинских и медицинских журналах в качестве примеров картин, снимающих стресс. В 2005 году после успешного года семья Афремовых переехала в Бока-Ратон. В том же году они начали проводить свои первые семейные каникулы на популярных мексиканских курортах Канкуне и Плайя-дель-Кармен.
***
В 2007 году с помощью своих сыновей Леонид открыл свой личный сайт, где начал продавать жиклы (распечатки картин на струйном принтере), принты, гравюры и оригинальные картины. Вскоре на этот сайт он перенёс весь свой бизнес и рекламу. Через два года Леонид перенёс операцию аорто-коронарного шунтирования. Врачи рекомендовали Леониду не напрягаться и держаться подальше от ведения бизнеса, вести спокойный образ жизни и в конечном итоге уйти на пенсию. С тех пор его сыновья Борис и Дмитрий занимались всеми вопросами продаж и бизнеса, обслуживанием клиентов и доставкой его работ.
Леонид Афремов. Жизнь и творчество в Мексике
В 2005 году Леонид Афремов впервые провел свой отпуск в популярных мексиканских курортных городках Плайя-дель-Кармен и Канкуне. С тех пор он посещал мексиканский Карибский бассейн 2-3 раза в год и по-настоящему влюбился в эти места. В конце концов, в марте 2010 года Леонид решил досрочно выйти на пенсию, рекомендованную его врачами, и переехал в Плайя-дель-Кармен. Его дети были вовлечены в его бизнес до такой степени, что им также пришлось переехать в Мексику. Они управляют его виртуальной галереей и офисом доставки в Плайя-дель-Кармен. У Афремовых также есть места в Канкуне и Косумеле, где они продают произведения искусства во время насыщенного туристического сезона зимой. Леонид нашел Карибскую Мексику очень расслабляющей и беззаботно проводил время за рисованием. В 2011 году Леонид начал строительство собственного личного ранчо возле Пуэрто-Морелоса, где он в дальнейшем проводил большую часть своего времени. Леонид Афремов ушёл из жизни 19 августа 2019 года от сердечного приступа.
Художественная философия Леонида Афремова
Леонид Афремов сохранял своё искусство политически нейтральным. Его картины никого не оскорбляют и не посылают никаких скрытых сообщений. Они обычно отражают определенные личные воспоминания и эмоции. Леонид Афремов пытается создать у зрителя определённые переживания, эмоции, а не рассказывать через картину какую-либо историю, или заставить зрителя увидеть мир таким, каким его видит художник. Такая нейтральность Афремова делает его картины привлекательными практически для любой социальной, этнической и возрастной группы. Леонид Афремов много путешествовал и сделал много фотографий различных сцен, которые он позже стали сюжетами его картин. Почти каждая из написанных им работ носит очень личный характер. Благодаря ярким цветам, которые использовал художник, его искусство очень позитивно и жизнерадостно.
Леонид Афремов любил кошек и других животных; на протяжении всей его жизни кошки были непременными обитателями его дома. Он написал много картин о кошках, собаках, лошадях, тиграх и даже жирафах. Единственная картина в его творчестве, которую можно условно назвать политической, изображает корриду. В ней он пытается показать зрителю жестокую природу этого вида спорта и отговорить зрителей от посещения боя быков.
пер. с англ. Александр Зеневич (с) 2019
Небольшой фильм о работах Леонида Афремова
А на видеоканале Леонида Афремова выложены несколько десятков его видеоуроков:
P.S.
Я обязательно вернусь к творчеству Леонида Афремова — ведь писал он не только осень…