Вторая часть эссе Марка Лабинова Американский секс. Заметки Зануды. Начало здесь
Новый Свет — великая имитация
Здесь первый житель был горняк,
За ним явилась шлюха,
И славный род их не иссяк,
Он славен силой духа…
Эту циничную песенку времён начала Сан–Франциско можно найти у Стейнбека. Она в общем и целом отражает действительное положение с сексом в Новом Свете. Примерно с момента появления первых колонистов и где-то до начала 70-х годов и современного женского движения. Колонисты были люди простые. Одной из причин ухода в Новый Свет было своеобразное обратное стремление. Очень хотелось освободиться от еще очень куцых психологических ограничений, накладываемых стремительно наступающим капитализмом. Уважение к труду другого, необходимость сдерживать себя, законы и суды, присяжные, адвокаты, сутяги… Явный произвол богачей выдавливал и выпихивал в Новый Свет тех, кто хотел оттянуться, но не имел для этого ни возможностей, ни амбиций. Таких было подавляющее большинство. Свобода представлялась этим людям как неограниченная возможность насиловать. Недаром они так изгалялись над индейскими женщинами и рабынями.
Это был в основном отток отбросов общества. Но отток вовсе не означает новое, поэтому они имитировали старое. Но имитаторы всегда хуже оригинала. Кто-то когда-то сказал, что уровень наслаждений на дне общества и на его вершине примерно одинаков. Стремления те же, и «сначала томленье, потом наслажденье, потом поясница болит». Так что умонастроения первых мигрантов в США, тех самых, которых так прославляют ныне, были, увы, самые меркантильные. Купринская «Яма» и «Трущобы» Гиляровского могли найти немало родственников в том же Новом Орлеане. Есть очень занятная книга Герберта Эсбури, «Французский Квартал». Это неформальная история подпольного мира в Новом Орлеане. Но сходство чисто внешнее. В России, скажем, такие места считались местом падения. Даже сами их обитатели так полагали. А вот в Новом Свете как раз наоборот. Они считались… местом выработки стандартов поведения нового общества!
***
Несомненно, что крупнейшие бордельные комплексы Нового Орлеана, Нью-Йорка, Чикаго, Майами были первыми, после церковных, синдикатами. Со своим транспортом, ассортиментом товарообслуживания, капиталистическими предприятиями наравне с работорговлей. Именно они устанавливали законы, право и мораль нового сообщества. Они, именно они, были раньше всех, раньше даже производства вооружений. Они ставили капитализм в США и, отчасти, в Канаде.
Иначе и быть не могло. Спрос на женщин был огромный, а законов и правил не было. Произвольно устанавливаемые ограничения сметались начисто. Ведь народ-то именно от этого и уходил. Продажность быстро стала нормой. Пока ещё не выросли новые богачи, способные охранять свою собственность. Женщины тоже были собственностью. Об утончённости и речи быть не могло: потребитель был не тот. Мало того, в отличие от Европы, не было самого понятия репутации.
***
Женщины, занимавшиеся этим промыслом и накопившие деньги, становились благородными дамами. Одна такая, Уоллис Симпсон, в XX веке даже за английского короля замуж вышла. Как там у Кривина – «диваны, не помнящие родства». Работорговля и проституция завоевали очень прочные позиции как явления нормальные и повседневные. Настолько, что имели место даже долгосрочные контракты на обслуживание, в том числе, семейные. Как–то одна и та же дама обслуживала отцов и сыновей. Так оно было даже практичнее, безопаснее и чистоплотнее.
Бывало и сами жены такие контракты составляли и следили, чтобы мужчин не обижали. Очень интересно было положение indentured servants. Часто молодых девушек, высланных из своих стран в наказание. Например, после битвы под Куллоденом в Шотландии высылали детей повстанцев. Ирландия, вечная тревога — там много высылали. Высылали и просто проституток. Из Франции и Испании, высылали в монастырских девочек, помещенных за грехи… Они должны были работать практически как рабыни. Их нельзя было продать, но прав они не имели никаких. В их обязанности входило всё это самое. Причём неограниченно, беспрекословно и без последствий. Мужчины содержали женщин. Это было непреложно. И женщины конкурировали в борьбе за мужчин.
***
Как часто бывает, это стало частью местной жизни. То есть, мы можем сказать, что появились начатки рекламы секса как товара. Сравнительно забавные изыскания Бенджамина Франклина о преимуществе женщин средних лет перед молодыми при выборе молодым человеком, при их веселой безобидности, весьма двусмысленны. Ведь речь идет именно о сексуальном выборе. Франклин сам был сладострастник еще тот, настоящий сын своей эпохи. Его незаконный сын от служанки стал потом губернатором штата Нью- Йорк. И… остался верен англичанам в революцию! А ещё Франклин в молодости занимался работорговлей, в основном, на вывод — и женщины, там, конечно, ценились высоко.
***
Тут как раз время вспомнить немцев. У меня есть теория, что в стране эмигрантов устанавливается со временем некая общая идеология, привнесенная наиболее организованной и наиболее материально обеспеченной группой людей. В первую, дореволюционную пору, да и в послереволюционную, аж до Первой Мировой таковой группой в США несомненно были немцы. Если говорить о белом населении. В отличие от голытьбы, немцы прибывали сплоченными группами. Часто с имуществом, семьями, со своими проповедниками. Селились вместе, брали землю, устраивались навсегда.
Но с волками жить — по волчьи выть. Мужчины стали ходить на сторону. Практическая немецкая лютеранская команда, по размышлении, решила остаться с народом и использовала классическое немецкое лицемерие. Проститутки и женщины доступные превратились во что-то такое жертвенное. Типа Марии Магдалины. И если они делились промыслами, то женам тех мужчин было предложено не замечать.
Обдуманно и жестоко немецкое лютеранство объявило собственность священной коровой, включая людей, а поскольку собственностью распоряжаются мужчины, то уж их совокупление, скажем, с рабынями – только на благо обогащения. Изнасилование, таким образом, стало вещью нужной в хозяйстве, необходимой и положительной. Впрочем так: это предотвращало гораздо худшее — кровавые погромы и беспорядки, которых тоже было немало.
Внимание, читатель! Этот новый подход и был началом так называемой «любви» — современного подхода к половым отношениям, прочно и окончательно утвердившимся в США сейчас. Как часть победившей повсеместно немецкой лицемерной идеологии. От любви к деньгам пришла любовь к своим наслаждениям. Отсюда пришел Хефнер (Хью Хефнер — основатель журнала Playboy — прим.ред.).
XIX век. Да здравствует Ирландия! Вибраторы и контрацептивы
Символом секса XIX века можно считать такую рекламу Президента Линкольна:
«Он такой оратор, что однажды уговорил проститутку отдаться ему бесплатно».
Тут следует несколько уточнить отчего вообще американские мужчины так активно ходили на сторону, а в этом нам поможет Джон О’Хара. (Джон Генри О’Хара — американский писатель. Автор известных романов «Свидание в Самарре» и «Баттерфилд, 8» — прим.ред.) «Наши женщины днем работают как ишаки, а ночью другим занимаются, как ишаки». Так говорит его герой Мозес Локвуд, уроженец Пенсильвании.
Законные жёны колонистов не могли конкурировать с экзотикой Нового Света. Они попросту не знали ничего такого, да и условия не позволяли. Мужчины дико скучали и бесились. Эта самая скука и задала тон многим социальным моментам. Причём все понимали, что даже если Мэри Тодд Линкольн была хороша собой, проститутки все же лучше как женщины. Чего уж там.
Я совершенно убежден, что одной из мощных причин Американской Революции было неприятие местным населением еще даже предвикторианского кодекса отношения к женщине, культивируемого Англией. Культ денег наткнулся на культ чести.
***
Победив в Англо-индейской войне, Англия стремительно стала цивилизовать Новый Свет, внедряя в нем свои представления и ставя аристократов на руководящие посты. Не то, чтобы английские лорды были против разнузданности. Но они старались ввести какой-никакой порядок. Появились первые женские организации, собирались отменить рабство, англиканская церковь стала заниматься детьми, даже незаконными. Начали ОСУЖДАТЬ за адюльтер и даже вводить какие-то законы об алиментах. То есть, посягать на священные права собственности. Появилось понятие эдакого «ФИ»- утонченные дамы из высших слоев стали менее доступны чем раньше и даже чего-то стали требовать.
Под грохот Революционной Канонады и риторики Декларации Независимости торжественное шествие узаконенного насилия благополучно продолжилось и с появлением нового государства. Рабство было укреплено, сексуальное — тем более. Бордели расширились и укрепились, К началу Гражданской Войны Вашингтон был так полон ими, что мог бы конкурировать с Древним Римом.
***
Французская революция и Наполеон привели к очень серьезному в отношении секса событию — присоединению Луизианы. Коренная Америка познакомилась, как она считала, с настоящим развратом. Особенно тут ничего не было, имитация была налицо. Но зато креольские женщины! Искушенные в любви куртизанки, знатоки тайн Востока! Китайские тайны! Кроме того — роскошь и чистота. Новая аристократия, плантаторы Юга после выгодной продажи негров любили оторваться по-полной. Но уже появилось понятие шика и элегантности… Как там Ретт Батлер из кино — вот был предел элегантности!
Очень важно также появление врачей. Хреново было с сифилисом до того, но и после — не так чтобы очень. А ещё и аборты.. Женщины тысячами гибли от заражения — завозили новых. Появились также первые восточные женщины – вьетнамки, таиландки. Порты кипели страстями. Появление у страны регулярной армии и флота- прибавило потребителей. Офицерство валом валило в бордели — у них были деньги. Начались первые рекламы и эскорты. Интересно, однако, что культивируемые в России и других странах Европы обычаи содержания певиц и танцорок в США не привились. Женщин свободных профессий было чрезвычайно мало, и они чаще всего были неприкасаемы.
***
Здесь пора указать на цены. В Нью-Йорке, тогдашнем центре проституции, проститутка после всех вычетов и выплаты мадам могла заработать порядка 300 000 долларов в год в пересчёте на современные деньги. А налогов тогда не было. По ценам 50-х годов 20 века – порядка 10 долларов в час. В 50х это то же самое что хорошие 100 долларов в час сегодня. Вдвое выше зарплаты инженера, которую я получал когда работал сдельно. Считайте сами. Проституция несомненно была тогда мощнейшей индустрией. А кто платит, тот и музыку заказывает. Тем более, что в кредит они не отпускали.
Ну так как в той песенке поется? В 1849 году открыли золото в Калифорнии и «за старателем явилась шлюха». Кстати, многие считают, что именно проститутки спасли тогда старателей от полного одичания и вымирания от грязи и болезней. Они и китайцы. Но старатели платили золотом. Золото — это серьёзно. Мощные синдикаты занялись индустрией секса всерьез. И тогда же впервые ею также занялась организованная преступность. Появились мужчины–коты, явление чисто европейское. Сутенёры, маклеры женщин. Они стали делить бизнес с мадамами.
Кое-кто понимал, что скоро рабство кончится, появятся новые потребители. Те, кто сейчас лежит на негритянках. Интересно, что появившиеся также тогда всякого рода женские движения за чистоту и благодать, этих вопросов вообще никогда не касались. Проститутки, вроде, и не существовали для них. Хотя все знали все: у Гарриетт Бичер-Стоу всё есть.
***
И здесь следует упомянуть одну группу женщин, несомненно положившими начало «cвободе секса». С них начался спад проституции как индустрии и переход секса, так сказать, в героические массы. Я имею в виду ирландских женщин. Я их невероятно уважаю и люблю. Ирландки сыграли в США ту же роль, что и француженки в Европе. Они установили стандарт привлекательной женщины, но не проститутки.
Поток ирландцев, уходящих от картофельного голода, хлынул на Америку в конце 1840-х. Это были очень простые люди, и встречали их скверно-злобно и жестоко. Но ирландские мужчины составили костяк сержантов Армии Севера в Гражданской Войне. А рыжеволосые красавицы женщины – основу новой женской красоты. Они стали чуть ли не первыми в США законодателями женской моды и поведения в Новом Свете.
***
Ирландские женщины — это вам не немки и не еврейки. Столетия яростной борьбы за выживание сделало их равноправными со своими мужчинами в жизни и смерти. Мощная и очень устойчивая струя поэтического настроения не дала им превратиться в животные механизмы, что столь часто наблюдалось у других крестьян-эмигрантов.
Ирландские женщины свою силу осознавали всегда. В ирландских семьях на одну сестру приходилось 7 братьев. И то ли знаменитый Речной танец, то ли обаяние народа, но именно ирландки внесли в дикую скуку лицемерного пуританизма струю здоровой эротики и настоящей любви. К моменту Гражданской Войны в эротической жизни страны впервые появились и искренность и теплота и нежность и страсть. Это несколько преломилось в Скарлетт О’Хара. Но ведь и там жизнерадостность – прежде всего. Но длилось это недолго: война и гибель молодежи серьезно подорвали, в первую голову, романтизм и оптимизм. Для этого все же нужно быть здоровым и иметь средства. Миллионы женщин остались без мужчин и средств к существованию, а ведь тогда возможности трудоустройства женщин были невелики. На романтику не хватало сил.
***
Война и в самом деле здорово врезала также по индустрии секса. Не только погибло 750 000 молодых мужчин, но и обеднели люди страшно, Клиентура отошла. Кроме того, на фоне такой неслыханной бойни появились всякие моральные движения. Но обеднение женщин, завоевание Дикого Запада и могучее распространение железных дорог способствовали возрождению промысла. Большие проекты требовали много мужских рук, причём простых, а транспортировка способствовала передвижным борделям. Так, скажем, это видно в хорошем сериале «Ад на Колесах» о строительстве трансконтинентальной железной дороги.
Мощный поток женской плоти двинулся с обеих сторон железной дороги. С Запада пошли азиатки и гавайки, с Востока — европейские женщины. Женщины шли за мужчинами. Иногда это даже принимало трогательные формы. Как знаменитый караван невест — с Востока на Дикий Запад. Когда группа женщин шла на повозках по приглашению мужского городка из Нью-Йорка в Миссури. Многие не дошли. Несколько своеобразно решили проблему мормоны, введя многоженство.
***
Но уже сразу же после войны три мощных фактора стали определять новое лицо секс- индустрии США: технология, индустрия развлечений и виски. Винокуренные заводы заменили во многом хлопок юга, и спиртной поток пошел распределяться вместе с женской плотью.
Неизбежность соединения питейного заведения с борделем закономерна. Не ходить- же в разные стороны, да и пьяный больше платит. И главное, пьяному, в общем, много не надо. А девочки ведь не гетеры помпейские: они свое сделали — и отваливай. Ну, может, помоют ещё, отрезвят. Те, кому надо было другое, развлекались в джентльменских клубах. Такие появились в конце 19 века, когда технология стала стремительно дополняться электричеством, насосами, гигиеной и первыми секс-игрушками — вибраторами.
***
Имитация есть имитация. В США вибраторы встретили яростное сопротивление церковных кругов, особенно, евангелических. Вариант когда женщины — ишаки во всех отношениях, как сказано выше, был краеугольным камнем немецкого лицемерия. Кроме того, они не без основания унюхали, что ведь женщины теперь будут сравнивать, так сказать, механизм и своего суженого. В этом они были совершенно правы.
Пожалуй, именно с вибраторов пошло женское движение за признание женской сексуальной индивидуальности. Раньше с ними вообще не разговаривали: они, так сказать, были удовлетворены по умолчанию. Только мужчины имели право на клубничку. Неудивительно, что реакцией на вибраторы стали закрытые клубы, где уже по- серьезному оттягивались ребята с деньгами, в основном, финансисты. Им уже тоже хотелось новенького, даже уже и гомосексуализм пришёл из Парижа. И даже появились фальшивые гейши.
***
Цирк уродов БарнумаИндустрия развлечений США — имитация, конечно, но свою струю внесла: размах, технологию. А ещё и спецструю – уродства и извращения. Обвинять тут трудно: власть доллара диктовала, а найти нормальную работу людям с физическими недостатками было неимоверно трудно, плохо с этим и сейчас. Знаменитый Барнум брал всех. В США нет общественного мнения- люди стали получать хорошие деньги за свое уродство. Как Барнум говорил: a sucker is born every minute. То есть обирать дураков дешевкой сам Бог велел. Не каждый может себе позволить частный клуб, а хочется. Расчет себя блестяще оправдал. Вплоть до совершенно открытых необычностей: на знаменитом Кони-Айленде возле Нью-Йорка возник город развлечений. С полетами на Луну и Марс и с городком настоящих лилипутов, где официально были отменены законы морали и они могли хоть перед всеми совокупляться. Это был венец творения. Когда, кстати, был пожар, уничтоживший всю эту индустрию, то именно лилипуты свой городок отстояли — у них пожарная станция работала исправно.
***
И тут проявилась мощная особенность американского подхода, отличающего его от Европы и Азии. Принцип удовлетворения потребителя превалирует над любыми моральными принципами. Ибо в США — свобода, и в том числе свобода выбора своих моральных норм. Секс–индустрия гордо указала на то, что она уважает людей, предоставляя им тратить деньги по собственному усмотрению. В одной из статей о Кони-Айленде приведено мнение Максима Горького об этом месте. Жёстко критикующее и, в общем, вполне верное. Но газета ядовито заметила, что социалисты, любители масс людей, почему-то всегда презирают этих самых людей. Как и их вполне нормальные потребности оттянуться по собственному желанию. Социализм плевать хотел на свободное волеизъявление.
***
Появление первых контрацептивов во многом облегчило жизнь «работающих девочек». Многие содержатели притонов даже платили за эти средства сами. Беременность и незаконные дети всегда были серьезной проблемой этого бизнеса. Кроме того, контрацептивы привлекали новых клиентов. Особенно молодежь, которая теперь могла не бояться шантажа. Но зато также пришли и остались фотографии, клубничные сценки, открыточки – предтеча Голливуда, когда кинематограф открыл новые горизонты. Канкан, переходящий в танцы у столбика, бары с обнаженной грудью, спецдансы на холостяцких пирушках, групповое обслуживание. И … пришли из Франции анальный и оральный секс. Да так и остались. Некто Хитченс, сравнительно недавно умерший англичанин, утверждал, что де американские девочки в этом отношении – много лучше. Так так они о своих ртах очень заботятся, да и моложе.
Надо прямо сказать, что при этом любые попытки организовать нечто вроде профсоюза проституток жестоко подавлялось. И вот по какой причине. Низший уровень массового секс-обслуживания стремительно стал переходить в руки тех, кто командует им до сих пор. Организованной преступности…
(с) Марк Лабинов, 2020
Американский секс. Заметки зануды. Часть 1
Американский секс. Заметки зануды. Часть 3
Американский секс. Заметки зануды. Часть 4
Продолжение следует